Русский порядок

Россия собирается активно участвовать в формировании правил новой мировой финансовой системы, дал понять во Франции российский президент Дмитрий Медведев
Д. Гришкин
Д. Гришкин

Международный политический форум в Эвиане, на котором вчера выступил Медведев, задумывался как своего рода французский аналог Давосского форума, но говорили в основном о финансовом кризисе. Помимо лидеров нескольких небольших европейских стран в саммите поучаствовал президент Европейского центробанка француз Жан-Клод Трише.

Медведев начал с вреда однополярности в сфере безопасности и перешел к экономическому вреду. К кризису мир привел экономический эгоизм, повторил президент тезис, высказанный в Петербурге, но предложил пять конкретных мер: перестроить национальные и международные институты регулирования рынков, избавиться от дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ, укрепить систему управления рисками на рынке, увеличить прозрачность его участников, усилив надзор за рейтинговыми агентствами и аудиторами, и, наконец, сделать выгодным для всех снятие барьеров на пути торговли и движения капиталов.

Несмотря на экономическую форму последнего положения, оно носит прежде всего политический характер, уверена главный экономист Merill Lynch по России и странам СНГ Юлия Цепляева: «Россия противопоставляет свою позицию позиции Америки, которая создавала преференции в первую очередь для себя».

Ситуацию с национализацией рушащихся финансовых институтов в США и других странах Медведев назвал переходом к «финансовому социализму». Медведев поддержал идею хозяина саммита президента Франции Николя Саркози созвать многостороннюю встречу на высшем уровне для рассмотрения проблем мировых финансов. Причем кроме членов G8 в работе над новыми правилами должны участвовать, как сказал Медведев, Китай, Индия, Бразилия, Мексика и ЮАР.

Саркози также признал, что однополярный порядок не оправдал себя и наступает эпоха многополярности, которую, однако, следует ввести в рамки. Саркози пообещал, что Франция и другие страны ЕС «в ближайшие часы» выдвинут свои предложения по борьбе с финансовым кризисом, и поблагодарил Медведева за то, что он поддержал французское предложение собрать «расширенную восьмерку» для выработки новых правил мирового финансового порядка. Саркози отметил, что грузинский кризис вбил клин в отношения России и ЕС.

В формировании новой глобальной финансовой системы ЕС, и в первую очередь Франция, намерен играть лидирующую роль, констатирует президент Института экономики и финансов Леонид Григорьев. Дискуссии в Эвиане могут повлиять на годовое собрание МВФ и Всемирного банка в США. Однако окончательно эту архитектуру можно будет оформить после прохождения острой фазы кризиса на собрании 14 стран: помимо упомянутых государств в нем, по мнению эксперта, поучаствует и Южная Корея.