Вызовы кризиса: Смена модели


События на российском фондовом рынке продемонстрировали высокую степень зависимости российской экономики от мировых рынков сырья и капитала. Накопленные резервы и «подушки безопасности», вероятно, позволят избежать бюджетного и валютного кризиса даже в случае резкого падения цен на нефть, однако абсолютно недостаточны для превращения российской экономики в островок стабильности на фоне турбулентности на мировых рынках. Сокращение притока капитала и удорожание заемных средств ведут к быстрому торможению инвестиционной активности, что неизбежно приведет к замедлению темпов роста. Возможности той модели роста, которая сложилась в российской экономике в предыдущие годы, могут оказаться исчерпанными в самое близкое время.

Время легкого роста прошло

Впрочем, даже если представить себе, что влияние внешних факторов на российскую экономику будет относительно нейтральным (цены на сырьевые товары снизятся не критически, а приток капитала замедлится, но не прекратится), российский бизнес в уже недалекой перспективе столкнется с вызовами внутреннего развития. В общем виде речь идет о неизбежном снижении средней нормы прибыли с сегодняшних высот до «средне-нормального» уровня. Экономический рост последних лет был основан во многом на интенсивном развитии сырьевого сектора и первичном насыщении потребительского рынка. Значительная часть инвестиций была в определенном смысле безрисковой (не считая рисков, связанных с неблагоприятным инвестиционным климатом). Успех приносила простая технологическая имитация проверенных решений. По мере насыщения рынка российскому бизнесу предстоит тратить больше ресурсов в поиске долгосрочных ниш в глобальной экономике и быть готовым брать на себя долгосрочные коммерческие риски. Да и цена инвестиционных ресурсов уже не будет столь низкой, как это было в последние годы.

Но для ведения успешного бизнеса с более низкой прибыльностью и более высоким уровнем коммерческих рисков нужна другая экономическая среда – с более низким уровнем рисков политических и более высокой предсказуемостью последствий принимаемых решений. Именно эти обстоятельства обусловливают стратегическую заинтересованность российского бизнеса в переходе к новым правилам рыночного поведения и улучшении бизнес-среды. Перспективы российских частных компаний на глобальных рынках будут во многом определяться их способностью инициировать изменения бизнес-климата внутри страны в целях преодоления собственных «родовых травм».

В контексте этих вызовов, связанных с неизбежным завершением эпохи легкого роста, два направления представляются наиболее важными: демократизация экономической жизни и смена парадигмы социальной политики.

Демократизация экономики

В условиях значительной неопределенности мировой экономической конъюнктуры концентрация национальных ресурсов в руках ограниченного количества крупнейших компаний заметно повышает риски стратегических просчетов. Особенно в ситуации, когда слишком большая доля этих компаний либо напрямую контролируется государством, либо находится в руках «близких государству» олигархов.

Сторонники противоположного подхода обычно говорят о пользе высокой концентрации, делающей национальные компании более конкурентными на мировых рынках. Но, по сути, здесь смешиваются два понятия: плюсы высокой концентрации капитала могут быть вполне реализованы лишь в случае, если ей сопутствует либеральный режим вхождения на рынок и роста новых компаний в рамках национальной экономики. Между тем, как показывают исследования (см. «Умеренный оптимизм», «Ведомости» от 27.03.2008), экономическая среда в сегодняшней России как раз наиболее враждебна к более мелким и новым предприятиям – именно они остро ощущают недостатки институциональной среды, слабость правового регулирования, испытывают затруднения в доступе к финансовым ресурсам. В то время как крупные предприятия либо приспособились к этим условиям, либо даже «рулят» ими, т. е. научились использовать эти институциональные недостатки в собственных интересах. Такое снижение уровня внутренней конкуренции неизбежно скажется в перспективе на глобальной конкурентоспособности российских компаний. И уже сказывается в виде ускоренного роста издержек.

Наличие конкурентной динамичной рыночной среды с высокой долей новых предприятий необходимо для повышения устойчивости экономики. В такой среде происходит демократизация процесса принятия проектных решений, расширяется поле выбора и возможности экспериментальной проверки бизнес-стратегий. Именно новые рыночные игроки, как правило, являются драйвером динамизма и инновационности для экономики в целом и для больших компаний в том числе.

И наоборот, высокая степень монополизации внутреннего рынка уже приводит – на фоне возросшей финансовой нестабильности в мире – к нарастающим как снежный ком попыткам регулирования внутренних цен. Но подобные попытки способны лишь увеличить степень монополизации соответствующих сегментов рынка и вызвать цепную реакцию – сформировать спрос на регулирование во все новых секторах, что в перспективе может привести к критическим дисбалансам в национальной экономике, снизить ее инвестиционную привлекательность и подорвать конкурентоспособность российских компаний на внешних рынках.

Социальная политика и модель роста

Еще один принципиальный вопрос стратегической конкурентоспособности российского бизнеса связан со сбалансированным распределением выгод от экономического роста.

Двуединая задача экономического роста (удвоения ВВП) и борьбы с бедностью была сформулирована в президентском послании 2003 г. Политика ускоренного роста доходов (опережающего темпы роста экономики и производительности труда) имела сильные стороны: она позволила не только сократить бедность, но и превратить рост потребления в один из двигателей экономического подъема. Но уже видны и отрицательные стороны этой политики. Опережающий рост заработной платы в госсекторе ведет к определенным дисбалансам на рынке труда – переток рабочей силы из этого сектора в коммерческий заметно сократился, а темпы роста заработной платы ускорились. Кроме того, успешность такой политики напрямую зависела от устойчивого роста экспортной выручки и способности властей сдерживать инфляцию.

Сегодня потенциал этой социальной политики выглядит исчерпанным. Дальнейший рост зарплат в госсекторе должен быть связан с адекватным повышением его эффективности, выраженным как в сокращении числа занятых, так и в улучшении качества предоставляемых услуг. Образовавшийся разрыв в степени реформированности госсектора и сектора корпоративного уже оказывает отрицательное влияние на развитие последнего, заставляя его подстраиваться под государство. А неизбежное в близкой или среднесрочной перспективе замедление темпов роста доходов может быть компенсировано лишь демократизацией экономического режима, о которой говорилось выше.

Более того, сложившаяся модель социальной политики не позволяет преодолеть традиционной для стран – экспортеров сырья ситуации, при которой основные выгоды от высоких экспортных цен приходятся на небольшую часть населения, а платить за более дорогие коммунальные услуги, бензин и хлеб должны все. Возвращение инфляции еще более обостряет эту проблему. В совокупности эти тенденции – верный путь к хронической социальной нестабильности, являющейся одним из элементов «ресурсного проклятия», которое десятилетиями сдерживает развитие стран – экспортеров сырья. В обществе с высоким неравенством не возникает достаточного спроса на улучшение качества государственных услуг, в том числе базовых (таких, как налогообложение, защита частной собственности, личная безопасность). Богатые предпочитают решать эти проблемы в индивидуальном порядке, а услуги для бедных остаются хронически плохими. Возникает порочный круг, который приводит к полной неадекватности государственного сектора, а экономика сталкивается с фундаментальными препятствиями для роста. Это то, что принято называть «латиноамериканским сценарием» развития.

Последствия разразившегося фондового кризиса сами по себе не критичны для российской экономики. Однако этот кризис стал еще одним звонком, предупреждающим о неизбежной корректировке сложившейся модели роста. Выбор приоритетов новой модели – дело сегодняшнего дня. И есть серьезный риск, что этот выбор будет сделан в пользу государственно-капиталистической системы. Для того чтобы отстоять возможность иного варианта развития, российскому частному бизнесу потребуется занять ясную и более активную, чем прежде, позицию по этим и другим ключевым вопросам.