Автомобили все дороже
Новосибирские автодилеры связывают снижение продаж с сезонным спадом. Эксперты говорят, что автокредитование меньше всего пострадает от кризисаНа 20% с августа упали продажи в «Сибтрансавто-Новосибирск» (дилер General Motors), рассказывает ее директор по работе с ключевыми клиентами Дмитрий Митяшин. Но он связывает это с сезонным спадом: в июне – июле продавалось 250–270 автомобилей в месяц. Автокредиты, по его словам, выдают в прежних объемах, увеличился только срок рассмотрения заявки.
В небольшом снижении продаж также признался Олег Куликов, директор по маркетингу «Автостарта» (Jeep, Chrysler, Dodge): «В месяц у нас продавалось 10–15 автомобилей, сейчас – 9–14».
Представители «Автоленда» и «СЛК-моторс» (крупнейшие дилеры в Новосибирске, в 2007 г. продали более 4000 автомобилей) утверждают, что у них снижения продаж нет. «Банки предоставляют кредиты осторожнее, однако единичные случаи отказов не повлияли на продажи», – утверждает Ирина Харина, начальник отдела продаж «Автоленда» (продает через кредиты 30–35% автомобилей).
Две недели назад «Автоленд» начал предоставлять рассрочку без удорожания сроком от 1 года (при оплате 30–40% от стоимости авто) и до трех лет (от 50%) в партнерстве с Собинбанком, рассказывает Харина. Количество заявок на автокредиты за последний месяц увеличилось у «Собина» в 2–2,5 раза, а число одобрений осталось прежним, сообщает заместитель управляющего Западно-Сибирским филиалом Собинбанка Валерий Ермилов (абсолютные цифры не раскрывает).
Рост числа заявок подтверждает и директор новосибирского филиала «Кредитмарта» Владимир Грязнов (сопровождает 10–12 автокредитов в месяц): в последние месяцы количество сделок растет на 15–17% ежемесячно. Банки заинтересованы в автокредитовании как в менее рискованном продукте по сравнению с ипотекой, поясняет он.
С понедельника Собинбанк поднял ставки по автокредитам на 0,3–0,5% годовых (выдают под 9,5–14% годовых), говорит Ермилов, Ханты-Мансийский банк, по словам помощника его президента Романа Кичанова, – на 1,5–2% (от 17% годовых), снижения объемов не было.
Автокредитование меньше пострадает от кризиса, считает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. В России это рынок коротких доходных и обеспеченных залогами кредитов, он сегментирован и его главные участники держатся за свои позиции, отмечает он. Кризис прошел, ситуация налаживается, отмечает старший аналитик ИГ «Антанта пиоглобал» Максим Осадчий. Автокредиты начнут выдавать в нормальном режиме в считанные дни, говорит он, но ставка по ним вырастет в среднем на 1%.