Сколько складов нужно Саратову
«Евразия логистик» увеличивает площадь будущего логистического комплекса в Саратовской области со 100 000 до 300 000 кв. м. Некоторые эксперты считают, что это избыточноПравительство Саратовской области и «Евразия логистик» подписали на инвестиционном форуме в Сочи соглашение об увеличении инвестиций в проект с 2,1 млрд до 5,2 млрд руб., сообщил министр инвестиций области Кирилл Семенов. В сентябре 2007 г. планировалось построить 100 000 кв. м складских помещений, а теперь решено довести площадь комплекса до 300 000 кв. м. «Мы недооценили потребность региона в складских помещениях», – объяснил начальник отдела маркетинга «Евразия логистик» Николай Дицман.
ООО «Евразия логистик»
девелопер сети индустриальных парков. Финансовые показатели не раскрываются. Владельцы – ИПГ «Евразия», принадлежащая казахстанскому банку «Тураналем» (90%), и генеральный директор ООО Александр Волков (10%) («СПАРК-Интерфакс»).
ИПГ «Евразия»
инвестиционная компания. Выручка – 71,2 млн руб. (за 2007 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистый убыток – 183,8 млн руб. Владелец: «Меренко лимитед» (Кипр) – 100%.
Компания собирается начать строительство комплекса весной 2009 г., сдать – в первом полугодии 2012 г., говорит Дицман. «Евразия логистик» принадлежит 90 га земли в Татищевском районе области, сообщил министр.
Саратовская область станет первым регионом России, где «Евразия логистик» запустит новый формат складского комплекса, отмечает Дицман. Так, ширина корпусов комплекса будет почти вдвое меньше стандартной, за счет чего площадь минимального блока для аренды уменьшится вдвое до 1400 кв. м. А за счет снижения высоты склада и других конструктивных особенностей снизится арендная плата – с традиционных для класса А 450 руб. за 1 кв. м в месяц до 360–380 руб., рассказывает Дицман.
Президент Евроазиатской логистической ассоциации (ЕАЛА) Николай Титюхин считает, что даже в сниженном варианте цены на складские помещения все равно останутся высокими для Саратова. Для сравнения: по данным Knight Frank, средняя арендная плата в комплексах класса В в Саратовской области составляет $75–125 за 1 кв. м в год.
«Многие региональные компании не могут позволить себе арендовать качественные большие площади класса А по существующим ценам. Специально для них мы и разработали этот формат», – поясняет изменение параметров комплекса Дицман. По его словам, в новом формате будет построено 200 000 кв. м, остальные 100 000 кв. м будут стандартными для класса А.
В Саратовской области нет комплексов класса А, констатирует заместитель директора отдела исследований Knight Frank Russia and CIS Наталья Сазонова. Но к 2012 г. рынок ожидает переизбыток качественных площадей: крупнейшие операторы логистики MLP и «Авалон» строят два своих комплекса на 150 000 кв. м каждый (см. график).
Сейчас в Саратовской области востребовано около 40 000 кв. м комплексов класса А, больше местный рынок не в состоянии освоить, полагает Сазонова. По ее прогнозам, к 2011 г. области может понадобиться еще около 80 000 кв. м складов класса А. «300 000 кв. м для Саратова – это многовато», – соглашается Титюхин из ЕАЛА. Однако первый замминистра инвестиционной политики области Гелена Алексеева считает, что дефицит складских площадей всех категорий в области составляет около 1 млн кв. м. «В год через область проходят грузы на $128 млрд, которые обслуживаются в соседних регионах. До 25% из них можно обрабатывать в Саратове», – уверяет Алексеева. Товарооборот на границе с Казахстаном растет темпами примерно 25% в год, что требует современной и мощной системы логистики, отмечает аналитик УК «Финам менеджмент» Станислав Август. По его мнению, такой проект окупится через три-четыре года.
По мнению аналитика ИК «Антанта пиоглобал» Андрея Верхоланцева, кризис ликвидности не скажется на проекте «Евразия логистик»: «Подобные кризисы не носят долгосрочного характера. К 2012 г. все может измениться». По его мнению, у «крупной и зарекомендовавшей себя «Евразия логистик» вряд ли возникнут сложности с кредитами. В минувшую пятницу Внешэкономбанк открыл компании кредитную линию на $225 млн на строительство индустриального парка в Татарстане, напоминает он.
С 2007 г. работают два комплекса «Евразия логистик» в «Северном Домодедово» (первые 500 000 кв. м из 1,1 млн кв. м ) и «Пышма» в Свердловской области (285 110 кв. м). Строятся комплексы «Колпино» в Санкт-Петербурге (579 348 кв. м), в Казани (259 430 кв. м), в Новосибирске (800 000 кв. м) и в Волгоградской области (101 088 кв. м).