«У меня горячее сердце», - Билл Гросс, генеральный директор и директор по инвестициям PIMCO
Глава инвестиционной компании PIMCO Билл Гросс – один из немногих лидеров американского финансового сектора, у которого есть повод для оптимизма в нынешней ситуации на рынкахPacific Investment Management Company
Управляющая компания. Основана в 1971 г. в США. Специализируется на управлении фондами облигаций, в том числе крупнейшим в США PIMCO Total Return Fund. Активы в управлении – $829,5 млрд (на 30 июня 2008 г.). ВладелЕЦ – германский страховщик Allianz.
В этом году Гросс сделал самый решительный и рискованный шаг за свою 40-летнюю инвестиционную карьеру. Он вложил большую часть средств одного из своих фондов (всего там было $132 млрд) в облигации ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. Многие инвесторы старались держаться от этих активов подальше, но Гросс скупал ипотечные облигации в надежде, что они переживут кризис на рынке недвижимости. Он верил, что государство спасет оба агентства, и не ошибся. В результате у инвесторов PIMCO тоже есть повод для оптимизма: за последний год фонд вырос на 9%.
Возможно, парадоксальная стратегия Гросса объясняется тем, что PIMCO находится не на Уолл-стрит. Компания ведет операции в небольшом офисном здании в торговом комплексе г. Ньюпорт-Бич около Лос-Анджелеса. Кроме того, Гросс не слишком ценит роскошь и излишества, хотя ему и удалось превратить PIMCO в одну из крупнейших компаний мира по управлению активами. Фонд PIMCO Total Return является мировым лидером рынка облигаций, а сам Гросс, наверное, наиболее известный инвестор, работающий на этом рынке.
Застенчивый игрок
Внешне 64-летний глава PIMCO не похож на «хозяина вселенной». Гросс на удивление застенчив и не уверен в себе, он очень редко покидает Ньюпорт-Бич. Несколько лет назад этот человек был так подавлен неудачными финансовыми результатами своего фонда, что на неделю отошел от работы. Чтобы смягчить свои «слишком мрачные, холодные черты», Гросс даже решил есть побольше пончиков. «У меня горячее сердце, но холодная внешность», – жалуется бизнесмен.
Гросс родился в 1944 г. в Мидлтауне (Огайо), одном из центров металлургической промышленности на Среднем Западе. Отец Билла руководил отделом продаж в Armco, мать была домохозяйкой. Когда мальчику было 10 лет, семья переехала в Сан-Франциско. Гросс окончил Университет Дьюка и стал дипломированным психологом. Проведя одно лето в Лейк-Тахо (Невада), он пристрастился к азартным играм. Однажды он провел в Лас-Вегасе 16 часов, непрерывно играя в очко, и сумел выиграть немалую сумму. В 1966 г. Гросс завербовался в военно-морской флот – он хотел стать боевым летчиком, но это желание не осуществилось. Прослужив два года во Вьетнаме, он решил использовать выигранные в карты деньги для получения диплома MBA в Университете Калифорнии.
В 1971 г. Гросс устроился на работу в Pacific Mutual Life Insurance Company в качестве аналитика – специалиста по кредитованию. В то время входили в моду операции на рынке облигаций, и молодой бизнесмен решил активно заняться этим направлением.
Именно тогда он и стал одним из основателей PIMCO. Компания росла органично, практически не предпринимая поглощений. Авторитет Гросса как влиятельного аналитика рос: он регулярно появлялся на телеэкранах в программе CNBC, весьма искусно защищая интересы своего фонда. Не так давно в своем ежемесячном бюллетене Гросс серьезно предупредил участников рынка о надвигающемся «финансовом цунами» и призвал министерство финансов прийти на помощь компаниям Freddie Mac и Fannie Mae. Многие сочли этот шаг попыткой защитить собственные инвестиции – ведь фонд Гросса был одним из крупнейших держателей облигаций этих компаний. Как бы то ни было, через несколько дней после появления документа министерство финансов вмешалось в ход событий.
«Конструктивная паранойя»
Гросс убежден, что правительство должно продолжать оказывать помощь, причем гораздо большему числу организаций, в противном случае его ждут еще более трагичные события. «Министерство финансов должно выступить в качестве донора, оно – единственный субъект, у которого есть для этого средства», – говорит глава PIMCO, намекая на плачевную судьбу Lehman Brothers.
При всей своей застенчивости Гросс отличается смелым мышлением. Он часто принимает неожиданные решения, на первый взгляд не оправданные состоянием рыночных показателей. Однако никто не упрекает ни его самого, ни PIMCO в склонности к излишнему риску. В конце концов, стратегия Гросса позволила PIMCO избежать многих негативных последствий кризиса на рынке облигаций с фиксированным доходом. «Успех в столь непростых условиях ему обеспечила поразительная дисциплинированность мысли в сочетании с любознательностью и открытостью по отношению к новым идеям, – рассуждает Мохамед Эль-Эриан, делящий с Гроссом должность генерального директора (а с недавних пор – еще и должность директора по инвестициям) PIMCO. – Когда я впервые оказался в PIMCO, то считал, что достаточно хорошо отслеживаю ситуацию на развивающихся рынках. Но я постоянно обнаруживал, что он успел прочесть что-нибудь важное, что я не читал. И он всегда оставлял мне такие материалы, где была отмечена эта важная информация».
Ожидается, что Эль-Эриан станет преемником Гросса на высшем руководящем посту. Ситуацию в компании он характеризует как «конструктивную паранойю»: «Гросс создал систему с теневым комитетом по инвестициям. Этот комитет постоянно подвергает сомнению и анализу каждый шаг действующего руководства. Большинство инвестиционных менеджеров считают, что 6–7 удачных сделок из 10 – это хороший результат. Но Билл оценивает это иначе. Ему нужно, чтобы удачными были все 10».
«психолог, одержимый идеей победы»
Когда сделка оказывается неудачной, Гросс реагирует своеобразно: вместо того чтобы ехать на лифте, он идет по лестнице пешком – это помогает разобраться в причинах промаха. Еще одним свидетельством о наличии у Гросса бойцовских качеств может служить то, как он относится к спорту. Занимаясь бегом, он выбрал для себя длинные дистанции и однажды за неделю пробежал шесть марафонских дистанций.
На работе и в быту Гросс ценит единообразие. В офисе он появляется к 6 часам утра и несколько часов работает – обычно на торговой площадке, – после чего часто идет заниматься йогой. Он встречается с коллегами, один час проводит за игрой в гольф, а домой возвращается около шести вечера, чтобы в девять лечь спать. Гросс хорошо ладит со своей женой Сью, в семье трое детей (двое из них от прежнего брака Гросса).
С 1991 г. Гросс известен как заправский филателист – его коллекция марок оценивается более чем в $100 млн. Любовь к маркам воспитала в нем мать, видевшая в филателии еще и инструмент для вложения денег. Правда, когда Билл решил продать марки, купленные матерью, оказалось, что за прошедшее время они подешевели. «Занятие филателией вполне естественно для такого человека, как я, – считает Гросс. – Ведь речь идет о профессиональном психологе, одержимом идеей победы». В своей библиотеке Гросс ведет архив данных об аукционных торгах за многие десятилетия. Похоже, этот механизм себя оправдывает: в прошлом году Гросс в благотворительных целях продал свою коллекцию английских марок за рекордную сумму – $9,1 млн (куплены они были втрое дешевле).
Всю жизнь Гросс был приверженцем республиканской партии, однако он не стесняется высказывать и мысли, противоречащие принципам республиканцев. В 2003 г. он выступил против вторжения в Ирак, поясняя: «Возможно, это укрепит нашу защищенность, но погубит часть нашей души». Кроме того, глава PIMCO поддержал законопроект о налоге на недвижимость. В ответ на расспросы о нынешних выборах Гросс сказал: «Неблагоприятная экономическая ситуация на руку Обаме. И хотя я республиканец, думаю, пора по-новому распределять блага между имущими и неимущими. Пусть люди на меня злятся за это высказывание».
С годами Гросс стал больше внимания уделять благотворительности, да и характер у него стал, как говорят, помягче. Однако недавняя история с инвестициями в облигации Fannie и Freddie показывает, что азартный игрок в нем еще жив.