Шашки на душе
В Венеции начала работу XI архитектурная биеннале – одно из самых значительных мероприятий в своей области. Ее объединяющая тема на этот раз звучит загадочно: «Не там. Архитектура помимо зданий»Следуя такому девизу, куратор выставки голландец Аарон Бецки продолжает работу своих предшественников по отходу от понимания архитектуры как набора множества более и менее красивых строений (предыдущую биеннале посвящали градостроительству, а в 2004 г. была тема «Метаморф»). Экспозиция традиционно подразделяется на две части: кураторскую и национальную. В кураторской части две трети объектов и впрямь не напоминают зданий, отчего они становятся слишком близки к предметам, которые принято показывать на другой венецианской биеннале – современного искусства. Однако в национальных павильонах идея дома как единицы измерения архитектуры никуда не делась – и когда речь идет о социальных программах, и когда о денежных потоках или развитии города в целом.
Вот и в российском павильоне представлено более 20 макетов построек и проектов, выполненных для страны западными и российскими архитекторами. В соответствии с манифестом кураторов Григория Ревзина и Павла Хорошилова они решили разыграть «шахматную партию», призом в которой и станет Россия. А ее дух или даже душу выражает помещенная на первый этаж инсталляция художника Николая Полисского – настоящая чащоба из очищенных от коры стволов деревьев, сквозь которые виднеются развешанные по стенам фотографии полей деревни Никола-Ленивец, где мастер возводит свои башни из хвороста, сена и других природных материалов. Лес с окнами в родную природу навевает поистине лирическое настроение, в нем хочется блуждать и обнаруживать новые ракурсы объектов, части из которых уже не существует. Мучит одно – что такая прекрасная душа загнана в полуподвальное помещение, «прорастая» наверх лишь на балконе второго этажа.
Этот ход честно отражает реальное положение дел, когда российская архитектура настолько поглощена строительным бумом, что национальный ландшафт умирает под ее творениями. И тут уже становится неважно: спроектированы дома в стиле неоклассики или современной бионики, россиянами или иностранцами. По сравнению с Полисским все они используют землю не совсем правильно, борясь за количество квадратных метров, элитность предложения, уникальность построек – вместо сохранения аутентичности окружения и врастания в него. Оттого и макеты, расставленные на полу, разрисованном в белые и красные квадраты, больше похожи на фишки обычной игры в шашки, в которой в отличие от шахмат, построенных на сложной комбинаторике, существует единственный метод хода, а вместо завоевания короля следует прорваться в дамки и «съесть» всех представителей противника.