Прощай, Lehman

От «большой пятерки» американских инвестбанков останется «большая тройка». Вслед за Bear Stearns из нее выпадает Lehman Brothers, и вряд ли это последняя крупная жертва кризиса
Reuters

Lehman Brothers

Инвестиционный банк. Активы – $600 млрд (на 31 августа 2008 г.). Чистый убыток – $3,9 млрд (девять месяцев 2008 финансового года, предварительные данные). Акционеры: почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – Alliancebernstein (9,46%), Clearbridge Advisors (5,64%), Fidelity Management & Research (5,63%) (данные Reuters на 30 июня 2008 г.).

Финансовая элита США три дня почти без отдыха решала, как спасать Lehman. «Если никакого решения [принято] не будет, в понедельник [на рынках] начнется кровавая баня», – говорит один из участников совещания.

Краха бывшего лидера рынка секьюритизации ипотечных облигаций США рынок ждал с марта, когда рухнул Bear Stearns. За два мартовских дня Lehman потерял более 30% капитализации, за прошлую неделю она сократилась на 77%, и сейчас банк стоит $2,5 млрд – меньше, чем Bear Stearns накануне краха ($3,5 млрд).

Переговоры о спасении Lehman начались в здании Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка в пятницу, вокруг него возникла огромная пробка из дорогих автомобилей. По словам одного из участников встречи, на ней присутствовало около 100 человек, включая руководителей ведущих банков Уолл-стрит.

Министр финансов Генри Полсон и председатель ФРБ Нью-Йорка Тимоти Гейтнер сразу заявили, что не хотят использовать для спасения Lehman бюджетные деньги (см. врез).

Если банки не помогут Lehman, его ждет банкротство и ликвидация, предупредили они. Lehman нанял юрфирму Weil, Gotshal & Manges для возможной подготовки заявления о банкротстве.

Согласно обсуждавшемуся плану Lehman продаст хорошие активы, такие как бизнес по торговле акциями, а проблемные выделит в так называемый «плохой банк», чтобы их распродажа по заниженным ценам не заставила другие банки списать стоимость аналогичных активов на своих балансах.

В «плохой банк» должен попасть прежде всего портфель коммерческой недвижимости на $33 млрд (активы в нем сейчас оценены в 75–85% от номинала), а всего проблемных активов в нем может оказаться до $85 млрд, включая высокорискованные ипотечные бонды, из которых некоторые оцениваются в 29% от номинала. По оценке Lehman, «плохому банку» понадобится капитал в $5–7 млрд.

К середине дня в воскресенье наиболее вероятным кандидатом на покупку основного бизнеса Lehman был британский банк Barclays, сообщали The Wall Street Journal и Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров. Он, по данным WSJ, нанял Deutsche Bank и Credit Suisse в качестве консультантов, его представители анализировали финансовую документацию Lehman. Президент банка Роберт Даймонд известен желанием расширить инвестбанковский бизнес Barclays в США.

Но в 21.15 МСК появились сообщения, что Barclays отказался от сделки. Представитель его лондонского офиса объяснил это агентству Bloomberg невозможностью ограничить убытки инвестбанковского подразделения в отсутствие господдержки. Однако, по информации WSJ, Barclays еще может вернуться к переговорам.

Другой претендент на Lehman – Bank of America (BoA) – без господдержки отказался от сделки.

Barclays и BoA безуспешно просили правительство помочь в финансировании сделки, остальные – предоставить капитал «плохому банку».

Против господдержки Lehman выступает и экс-председатель ФРС Алан Гринспэн. «Не нужно пытаться спасать каждый институт. Появление в финансовой системе победителей и проигравших – в порядке вещей», – заявил он в интервью ABC. По мнению Гринспэна, после Lehman могут рухнуть и другие крупные финансовые институты, но он не видит в этом проблемы.

В субботу обсуждался вопрос о том, чтобы эти средства предоставил консорциум банков, как в 1998 г., когда они выделили средства хедж-фонду Long-Term Capital Management, оказавшемуся на грани краха после российского дефолта. Однако эта идея, похоже, умерла, сообщила WSJ. Сегодня банки гораздо слабее, чем 10 лет назад, и не хотят спасать плохие активы, пока Barclays или BoA недорого купили бы хорошие.

Lehman Brothers 16 июня объявил о первом за свою 14-летнюю публичную историю квартальном убытке на $2,8 млрд. Уже тогда отчаяние было так велико, что топ-менеджеры банка отправились в Сеул для переговоров с Korea Development Bank, не сообщив об этом гендиректору Lehman Ричарду Фалду. Узнав об этом, Фалд был вне себя, тем не менее в августе переговоры с корейцами проходили уже в нью-йоркской штаб-квартире Lehman. Речь шла о продаже 50% акций инвестбанка в два этапа за $4–6 млрд.

Но корейцы не спешили, и в прошлый вторник, когда стало ясно, что сделки не будет, акции Lehman обрушились на 45%. Фалду между тем приходилось регулярно обзванивать руководителей других банков Уолл-стрит, чтобы удостовериться, что они не закрыли лимиты на Lehman. Он решил сыграть на опережение и перенес отчет за III квартал на неделю ранее. В среду Lehman Brothers сообщил о втором подряд квартальном убытке – на $3,9 млрд и списании активов на $7,8 млрд. Банк планировал продать 55% управляющей компании Neuberger Berman.

Претенденты на Neuberger Berman есть – Bain Capital и Clayton Dubilier & Rice, но изменить отношение инвесторов к Lehman это уже не могло.

Lehman Brothers в России

В 2006 г. вместе с ABN Amro консультировал «Северсталь» в несостоявшейся сделке с Arcelor. В 2006 г. организовал продажу ЮКОСом 53,7% акций литовской Mazeikiu nafta польскому PKN Orlen. В 2005 г. выступал консультантом сделки по продаже Heineken «Пивоварен Ивана Таранова».