Глобалист: Клуб друзей России
Когда-то я думал о создании в Лондоне «Клуба друзей России», но опасался, что желающих вступить будет немного. Сегодня аргументы в пользу России плохо воспринимаются западным миром; неодобрение России, доминирующее в СМИ, резко усилилось после «вторжения» в Грузию.
Разумеется, есть понимание, что Саакашвили действовал глупо, присутствует и критика США за подзуживание Грузии. Есть меньшинство, особенно в Германии и Франции, полагающее, что не стоит торопиться с приемом Грузии и Украины в НАТО. Однако поддержки российским действиям в ответ на «агрессию» Саакашвили не было никакой. Напротив, по общему мнению политиков и комментаторов, Россия вела себя крайне плохо и должна за это заплатить.
Издержки уже серьезные: падение рынка после военной операции наложилось на снижение, усилившееся после выступления Путина по поводу «Мечела». С майских максимальных значений индекс РТС снизился более чем на 40%, а инвесторы за это время потеряли около $500 млрд. Конечно, тут не обошлось без рыночных факторов и падения цен на нефть, но и политические новости сыграли свою роль. Инвестиции в российские активы сейчас ассоциируются с высоким политическим риском.
И все же дело не только в российской внешней политике. На этой неделе я спросил известного американского инвестора, почему он ни разу не упомянул Россию в своей речи о возможностях развивающихся рынков. «Там нет верховенства закона», – ответил тот. Россия заплатила и продолжает платить большую цену за преследование Ходорковского в 2003 г. Инвесторы – ошибочно – интерпретировали последующие разногласия (в том числе вокруг Shell и BP, в каждом случае у претензий россиян были основания) в свете дела ЮКОСа.
Руководитель аналитического отдела «Ренессанс капитала» Роланд Нэш задал главный вопрос: «Россия хочет инвестиций или нет?» Но это часть большего вопроса: заботит ли лидеров России, что о стране думает Запад? Когда-то заботило, но сейчас их позицию можно охарактеризовать так: «Принимайте нас такими, как есть, или убирайтесь вон». Российские чиновники говорят пустые слова о законности до тех пор, пока она не мешает им перекраивать собственность по своему желанию.
Нет сомнений, что в основе экономической и политической самоуверенности России лежит кратковременная нефтяная мощь. Но это не все. Запад, а особенно США, должен нести ответственность за разжигание российского национализма. После краха коммунизма США приветствовали Россию как партнера, но на американских условиях, которые включали и отказ от зоны влияния в СНГ. Грузия и Украина независимы, так отчего бы не пригласить их в НАТО? Совсем не удивительно, что Россия считает эту лицемерную формулировку планом по созданию государств – сателлитов Америки в историческом пространстве России.
В то время как Запад рассматривает войну с Грузией как возрождение российского империализма, Россия считает ее сопротивлением гегемонии Америки. Можно кого угодно винить в возникновении этого тупика, но один трагический итог этой ситуации стал реальностью: в России практически невозможно быть либералом, не подвергнувшись обвинениям в отсутствии патриотизма.