Ужасный год хедж-фондов
Хедж-фонды зафиксировали резкое снижение притока средств клиентов и с опасением ожидают конца сентября, когда инвесторы должны подать заявки на вывод денег по завершении годаЯнварь – июль 2008 г. оказался худшим периодом для хедж-фондов с 1990 г., когда Hedge Fund Research начала собирать статистику по ним. В среднем хедж-фонды за эти семь месяцев потеряли 3,43% активов. Хотя это гораздо лучше результата компаний из индекса S&P-500, акции которых за это время подешевели на 12,65%, тем не менее хедж-фонды уступают по доходности облигациям – индекс бондов, рассчитываемый Lehman Brothers, вырос на 1,05%. Августовские данные еще не обработаны.
По словам инвесторов, крупные хедж-фонды, которыми управляют именитые «звезды», – Lone Pine Capital Стива Мэндела, TPG-Axon Capital Management Динакара Сингха, Atticus Capital Тима Бэракетта и Farralon Capital Тома Стейера – за январь – июль потеряли по 7–25% активов. Самый большой фонд – Citadel Investments Кена Гриффина потерял 6% активов. Это его худший результат за 14 лет.
«По моему ощущению, большинство клиентов недовольны, – говорит управляющий OneCapital Management Partners Рейд Бернстейн, – падение – это падение, и, как говорится, относительной доходностью не наешься». Еще год назад инвесторам было не так просто вложить средства в самые горячие хедж-фонды, а сейчас, вкладывая новые деньги, клиенты стараются выторговать лучшие условия.
В первом полугодии чистый приток средств в хедж-фонды составил $30 млрд по сравнению с $119 млрд годом ранее, общие активы хедж-фондов – $1,9 трлн. «Приток капитала в хедж-фонды замедлился, – сетует гендиректор Ferox Capital Management Джек Инглис, – есть большая неопределенность относительно притока денег до конца года». У многих хедж-фондов на 30 сентября приходится дедлайн, не позднее которого инвесторы обязаны сообщить о планах вывести средства по завершении года. Инвесторы сейчас смотрят друг на друга, и некоторые собираются забирать деньги, просто чтобы сделать это раньше других.
Впрочем, не все так плохо. У многих хедж-фондов убыткам предшествовали годы хорошей доходности. У крупных УК обычно несколько хедж-фондов, и какие-то из них даже сейчас приносят прибыль. Два фонда под управлением Гриффина с начала года выросли на 20%.
Модель работы хедж-фондов не позволит им остаться в бизнесе, если они долгое время будут оставаться убыточными. Нередко хедж-фонды обещают инвесторам не брать с них комиссию за успех, которая составляет порядка 20% прибыли, если фонд получит убыток. То есть если потери фонда составляют 10%, он не сможет ничего оттуда взять кроме комиссии за управление, пока не компенсирует падение. Но из этой комиссии хедж-фонды платят вознаграждение аналитикам и управляющим, которые несколько лет без бонуса работать не будут.
Первые жертвы уже есть. Andor Capital и Turnberry Capital недавно закрылись, а Ore Hill Partners перестал выдавать клиентам деньги своего главного фонда.