«Добрая мама» Шеффлер
Детская мечта Марии-Элизабет Шеффлер стать монахиней не сбылась. Вместо этого она стала женой основателя подшипниковой компании Schaeffler, после его смерти взяла бразды правления в свои руки и недавно потрясла рынок сенсационными планами поглотить за 11,2 млрд евро одного из крупнейших мировых поставщиков автозапчастей в мире – ContinentalНедавно стало известно, что частная немецкая компания Schaeffler контролирует 36% акций одного из крупнейших мировых поставщиков автозапчастей в мире – Continental. Для руководства Continental это стало полной неожиданностью. Владельцы Schaeffler, Мария-Элизабет Шеффлер и ее сын Георг Шеффлер, потихоньку скупали акции Continental, используя серии небольших сделок при посредничестве группы банков. Малый объем сделок позволял покупателям не объявлять о приобретениях и не переплачивать за акции. Когда промежуточная цель была достигнута, Шеффлер объявила о готовящемся враждебном поглощении компании, гораздо более крупной, чем сама Schaeffler. Данное предложение оценивало Continental в 11,2 млрд евро.
Прежде Шеффлер старалась держаться в тени, теперь она попала на первые полосы немецких газет. «Шеффлеры встали в один ряд с такими могущественными семействами, как Квандты [владельцы BMW] и Порше», – констатировал один из немецких банкиров, хорошо знающих владелицу Schaeffler.
Действия Schaeffler вызвали споры относительно национального закона о слияниях и поглощениях, а также о правомерности использования производных инструментов для накопления крупных пакетов акций.
В бизнесе Германии, где 57% всех рабочих мест приходится на семейные компании, враждебные поглощения сравнительно редки. Инициатива Schaeffler в очередной раз показала, как велики возможности крупных частных компаний в периоды глобального ослабления экономики.
Мария-Элизабет Шеффлер, в девичестве Курсса, родилась в 1941 г. в Праге, а воспитывалась в Вене. В детстве она готовилась стать монахиней, но затем начала изучать медицину в Венском университете. Там познакомилась с будущим мужем, Георгом Шеффлером, который был старше ее на 24 года. Еще в 1946 г. Георг с братом Вильгельмом основал производственную компанию. В 1963 г. он женился на Марии-Элизабет, и она переехала к нему в городок Херцогенаурах, где располагалась штаб-квартира Schaeffler. Мария-Элизабет проявила интерес к семейному бизнесу и стала участвовать в нем. В 1996 г. после смерти Георга его сын, юрист, проживающий в Далласе, не спешил встать у руля компании, так что эту функцию фактически взяла на себя его мать. Спустя два года Мария-Элизабет по рекомендации консультанта Schaeffler Хубертуса фон Грюнберга пригласила на должность генерального директора Schaeffler Юргена Гайссингера. Похоже, сюжетная линия этой истории замкнулась в круг: предложение Schaeffler о поглощении было направлено Грюнбергу, сейчас занимающему должность председателя совета директоров Continental.
До сих пор семейная империя Schaeffler росла достаточно уверенно – за 10 лет руководства Гайссингера годовые доходы компании увеличились в четыре раз, достигнув 9 млрд евро. По оценке Forbes, состояние Шеффлер и ее сына в сумме составляет около 5,5 млрд евро. Но лично для Марии-Элизабет деньги не являются главной целью. «Большинство средств остается в компании», – говорит она.
Уже в 2001 г. Гайссингер и Шеффлер предприняли смелый шаг, осуществив враждебное поглощение конкурирующей компании FAG Kugelfischer, которая испытывала в тот момент временные трудности. Впрочем, сотрудникам Kugelfischer было гарантировано сохранение рабочих мест в течение по крайней мере трех лет (за это Марию-Элизабет прозвали «доброй мамой»).
«Ползучее поглощение» Continental проходило по сценарию, напоминающему историю отношений Porsche и Volkswagen. Расквартированная в Ганновере Continental обременена долгами, и для защиты от посягательств Schaeffler у нее мало средств, особенно если учесть, что 36% компании уже находится в руках претендентов. Гендиректор Continental Манфред Веннемер назвал тактику Шеффлер «неправомерной» и «конъюнктурной», потребовав у регулирующей организации Bafin расследования. Но представители Bafin полагают, что даже в случае нарушения правил Schaeffler грозит лишь незначительный штраф.