Проникновение «мертвых душ»

Число пользователей сотовой связи в Самарской области на 1 июля 2008 г. достигло 4,4 млн человек. Это почти на 30% больше, чем население Самарской области
О. Антонов

ACM-Conuslting предоставила «Ведомостям» анализ отчетности работающих в Самарской области сотовых операторов за первое полугодие.

Лидер в Самарской области по количеству абонентов – «Мегафон-Поволжье» (ОАО «МСС-Поволжье») занимает 41% рынка (1,797 млн человек). У ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС) и СМАРТС – по 23% (по 1,008 млн человек), у «Вымпелкома» – 13% (570 050 человек).

В Самарской области на 1 июля зарегистрировано 4,385 млн абонентов мобильной связи. По данным Самарастата, население Самарской области – 3,178 млн человек).

«Мегафон» в первом полугодии увеличил занимаемую долю рынка на 4%, МТС – на 2%, а СМАРТС потеряла 2%, говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Доля «Вымпелкома» стала меньше на 4%. Это вызвано чисткой абонентской базы, объясняет Саяпина. Если в 2007 г. оператор удалял из базы абонентов, не пользующихся sim-картами более шести месяцев, то с 2008 г. под зачистку попали те, кто не пользуется услугами оператора более трех месяцев.

«Вымпелком» ввел понятие активной абонентской базы и перестал учитывать «мертвых» абонентов, рассказала менеджер по связям с общественностью «Вымпелкома» по Приволжскому региону Марина Матясова. Если бы подход к учету был единым у всех, можно предположить, что и существующая картина распределения долей рынка была бы несколько иной, считает она. Аналитик УК «Финам менеджмент» Анна Зайцева считает некорректным утверждение о потере доли «Вымпелкомом». «Доля рынка считается по sim-картам, – говорит она. – «Вымпелком» не учитывает «мертвых» абонентов, в то время как у других операторов они накапливаются. То есть «Вымпелком» мог увеличить свою клиентскую базу – просто статистика это не отражает».

Генеральный директор СМАРТС Андрей Гирев утверждает, что и его компания не теряла 2% абонентов, поскольку тоже только вычистила базу от «мертвых душ», не пользующихся услугами компании более трех месяцев.

Такую же схему учета абонентов применяет и «Мегафон», говорит аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова. МТС, по ее словам, учитывает неактивных абонентов в течение шести месяцев.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая не смогла прокомментировать данные ACM-Consulting о доле рынка компании в области, сославшись на то, что численность абонентов по регионам (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) компания не раскрывает.

Уровень проникновения сотовой связи в Самарской области, по данным ACM-Consulting, достиг 135%, увеличившись с июля 2007 г. на 14 процентных пунктов (см. диаграмму). Выше этот показатель в Москве (171%), Санкт-Петербурге (153%), Тюменской (145%) и Мурманской (140%) областях. Этот показатель вызывает споры аналитков и участников рынка. По мнению Зайцевой, реальное проникновение мобильной связи в регионе не превышает 80%. Федорова считает, что реальный уровень ненамного выше 100%. А заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «МСС-Поволжье» Алексей Тютин считает, что он превышает 145%.