Новые лидеры роста
Число пользователей сотовой связи в Нижегородской области за год с июля 2007 г. достигло 4,3 млн человек. Быстрее всех абонентскую базу наращивали Tele2 и «Мегафон»Уровень проникновения сотовой связи в первом полугодии 2008 г. составил 121%, увеличившись по сравнению с первым полугодием 2007 г. на 10 процентных пунктов, с 2007 г. – на 5 процентных пунктов (со 116%), говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. У МТС абонентов за год прибавилось незначительно – на 9% с 824 250 до 898 800, а доля на рынке не изменилась. У «Вымпелкома» («Билайн») база потеряла 21% абонентов – их стало 898 800 против 1,138 млн к июлю прошлого года, доля на рынке упала с 29% до 21%. Увеличивший количество абонентов на 63% (с 235 500 до 385 200) «Мегафон» нарастил свою долю на рынке с 6% до 9%. Единственный местный оператор – «Нижегородская сотовая связь» (НСС) прибавила на рынке 1%, но по-прежнему остается впереди компаний «большой тройки» – 34%, рост абонентской базы – с 1,295 млн до 1,455 млн, 12%. У Tele2 год назад было 392 500 абонентов, теперь – 642 000, на 63% больше.
ACM-Consulting предоставила «Ведомостям» анализ отчетности работающих на нижегородском рынке сотовых операторов за первое полугодие.
Tele2 демонстрирует самый большой рост доли на местном рынке – с 10% до 15%. Региональный управляющий директор «Tele2 – Нижний Новгород» Игорь Гракович связывает это с низкими ценами для клиентов. Например, компания предлагает тариф «Нокаут»: 5 коп. за минуту. Гракович утверждает, что количество абонентов увеличилось за счет «перебежчиков»: качество связи у всех операторов примерно одинаково, и теперь абоненты ищут, где дешевле. Расширение зоны покрытия плюс предложение корпоративного тарифа (пока его в Нижегородской области у Tele2 нет), по словам Граковича, обеспечат дальнейший рост. Tele2 завоевывает абонентов массированной рекламой, добавляет Саяпина. Оператор запустил ролики с участием нижегородских знаменитостей (рок-звезда Алексей Полковник, политтехнолог Илья Ластов), это один из факторов роста базы, согласен эксперт рекламного совета при ТПП Нижегородской области Сергей Лаптев.
Падение доли «Вымпелкома» Саяпина объясняет изменением в компании схемы учета абонентской базы: в 2007 г. оператор учитывал абонентов, которые не пользуются sim-картами до шести месяцев, с 2008 г. – до трех. Она не исключает, что без этих изменений доля «Вымпелкома» могла даже увеличиться. PR-менеджер «Вымпелкома» в Приволжском регионе Марина Матясова говорит, что все сложнее удерживать абонентов, «чувствительных к цене». Поэтому «Вымпелком» делает ставку в первую очередь не на привлечение новых абонентов, а на сохранение абонентской базы и укрепление ее лояльности. Сейчас есть различные бонусные программы, в частности Hi-Light Club – клуб привилегированных абонентов, имеющих бонусы и скидки в компаниях – партнерах «Вымпелкома».
Руководитель отдела по связям с общественностью «Мегафон-центра» (в его зону действия входит Нижегородская область) Дмитрий Смиркин объясняет рост «Мегафона» введением в феврале 2008 г. нового тарифа «Драйв»: 9 коп. за минуту, а при подключении дополнительных функций – 4,5 коп. за минуту. К тому же в 2007 г. «Мегафон-центр» обеспечил 100%-ное покрытие по области для выхода в интернет по технологии EDGE. Количество абонентов «Мегафона», по мнению Смиркина, увеличивается как за счет абонентов других операторов, так и за счет подключения абонентами второй sim-карты.
В офисе НСС в пятницу не смогли прокомментировать итоги работы: специалист по связям с общественностью Николай Ткаченко сослался на отсутствие профильных специалистов.
МТС сохранила позиции благодаря привлекательности бренда и лояльности абонентов, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
У «Вымпелкома» максимальный рост в Нижегородской области был в 2004 г.: тогда его доля, по данным ACM-Consulting, возросла с 25% до 40%. МТС показала максимум в 2006 г.: с 15% до 20%. Управляющий директор Dynargie Маргарита Зобнина прогнозирует, что в ближайшие год-два лидером по величине абонентской базы останется НСС. Второе место эксперт в перспективе отдает «Вымпелкому», который, по ее мнению, может вырваться вперед за счет активной рекламной политики и дополнительных бонусов абонентам. Третье место Зобнина оставляет за МТС, 4-е предсказывает Теlе2. Теlе2 и «Мегафон» все-таки отберут часть абонентов у НСС и МТС, считает Зобнина: у НСС меньше финансовых ресурсов, чем у федеральных игроков, а МТС всегда была больше ориентирована на высокодоходных абонентов.