Платим за идею
По данным мирового опроса джоб-сайта The Network, российские компании гораздо щедрее западных в том, что касается поддержки инноваций. Половина компаний считает генерирование идей нормой жизни, другая – готова за них платитьВознаграждаются ли в компаниях новые идеи и предложения сотрудников – с таким вопросом обратился к своим посетителям джоб-сайт The Network. На вопросы ответили 25 647 респондентов из 21 страны, в России опрос проводился на сайте HeadHunter.ru. В целом по миру только 16% опрошенных заявили, что в их компаниях новые идеи материально поощряются. Каждый пятый респондент сказал, что может рассчитывать на награду, если предложит выдающуюся идею. Большинство (63%) признали, что в их компаниях инновационные идеи воспринимаются как должное и сотрудников за них не поощряют (см. таблицу).
Впереди планеты
Высокие результаты России и Украины объясняются советскими традициями поощрения рационализаторов и изобретателей, считает президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец. «Вторая причина – это то, что у нас люди склонны воспринимать работу как место, куда они пришли отсидеть от до звонка и получить зарплату. Компании, конечно, заинтересованы, чтобы сотрудники подавали инновационные идеи, а как еще привлечь людей, если не прямым материальным стимулированием? Система нематериального стимулирования у нас не так хорошо развита», – рассуждает Вировец.
Может каждый
На корпоративном сайте компании 3M любой сотрудник, клиент или подрядчик может разместить идею, которая будет рассматриваться в штаб-квартире компании в США. Процесс внедрения новых продуктов состоит из нескольких этапов: первоначальная идея, разработанная концепция, адаптация под нужды рынка, запуск. «После каждого этапа работа оценивается и принимается решение, идем ли мы дальше. Если сотрудник просто подал идею, он получает награду; если это функциональный специалист, он участвует в проекте; если же его маркетинговых и технологических компетенций достаточно, он станет лидером проекта», – рассказывает директор 3М по связям с общественностью Ирина Полякова. Все технические специалисты, основной обязанностью которых является технологическая поддержка продаж и применения продукции в различных отраслях, имеют право тратить до 15% рабочего времени на разработку новых идей. «В России в основном это идеи по модификации продуктов – до этого года у нас не было своего производства и своего исследовательского центра. Но благодаря российским сотрудникам была радикально улучшена система печати на гибкой упаковке с помощью флексолент – производственный процесс на заводах в США был изменен, и это привело к снижению брака у наших клиентов в несколько раз», – приводит пример Полякова.
За что платят
В «Связном» на внутреннем сайте компании есть раздел для публикации актуальных нерешенных задач. Доступ к разделу имеют все сотрудники. Присланные готовые решения обсуждаются на комитете с участием топ-менеджмента. «Интересные решения прорабатывают детально на инновационных семинарах и внедряют, а их авторов вознаграждают», – рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью компании Елена Ноготкова. Премию в размере 13-й зарплаты получил, например, системный администратор ООО «Связной-Юг» Василий Кочетков за программу передачи фотоотчетов, которые являются частью системы контроля работы салонов. «Если раньше техподдержке для отправки фотоотчетов последовательно из всех точек региона требовалось больше 12 часов, то сейчас сотрудники салонов делают это самостоятельно и одновременно», – поясняет Ноготкова.
В медиакомпании Gameland сотрудникам чаще всего приходит идея создания нового журнала или другого медийного проекта, говорит основатель и СЕО компании Дмитрий Агарунов – к нему в месяц приходит от одного до четырех сотрудников с идеей, одну идею в 2–3 месяца кто-нибудь приносит в виде бизнес-плана: «Примеры реализованных инициатив сотрудников – существующие журналы нашей медиакомпании «Хакер», Mountin Bike Action, «Хулиган», «Железо».
В «БАТ Россия» сотрудников поощряют за исключительные результаты в решении сложных бизнес-задач и за нестандартные инновационные идеи, рассказывает директор по работе с персоналом Анна Урнова: «За последний год было премировано 35% сотрудников. Идеи были разными – от автоматизации системы освещения на фабрике и разработки нестандартных ценников для торговых точек до оптимизации документооборота внутри компании».
Важно замечать
«В КРОК сотрудники выдвигают инновационные идеи не только за вознаграждение, а потому, что это повышает их статус в компании», – уверена директор по персоналу компании Марина Козырицкая. «Автор идеи часто берет на себя всю организационную сторону проекта и в результате становится ключевым сотрудником, к нему стекаются новые ресурсы – человеческие, финансовые, маркетинговые. Это означает поддержку в будущих проектах, уважение коллег. Материально инноватора тоже поощрят, но уже по факту успеха проекта», – объясняет она.
Поощрение сотрудников за идеи зависит от корпоративной культуры компании, уверен генеральный директор «Экопси консалтинг» Павел Безручко: «В некоторых случаях работает и простое человеческое «спасибо». Важно, чтобы новые идеи не оставались незамеченными. К сожалению, во многих компаниях эффективность работы менеджера измеряется его личными достижениями, а не достижениями подразделения – это ставит менеджера в конкурентную позицию по отношению к инициативным сотрудникам, он вынужден доказывать, что он не хуже. Так менеджер стимулируется придерживать инициативы подчиненных».