Коляски для отпрысков мачо
Голландец Макс Баренбруг превратил дипломную работу в бизнес с выручкой в 70 млн евроЕсли послушать Макса Баренбруга, то эра до того, как он создал коляску Bugaboo, была мрачным временем для отцов, выгуливающих маленьких детей. «Чувствуешь себя идиотом, катая коляску с глупыми мишками, дурацкой расцветки, с лишней набивкой и белыми шинами», – говорит 43-летний дизайнер.
То, что началось в середине 1990-х как дипломная работа Баренбруга, сегодня превратилось в бизнес с выручкой около 70 млн евро ($111 млн) и объект восхищенного внимания со стороны стильных молодых родителей в 50 странах мира, где работает эта голландская компания.
Мало какие из товаров для детей вызывают такие горячие споры. Фанаты отмечают элегантность и удобство дизайна, в то время как противники задаются вопросом, как втащить основную модель коляски, Cameleon, по лестнице или указывают на ее цену – 830 евро (550 фунтов стерлингов в Великобритании или $900 в США). «Да, она дорогая, но стоит каждого заплаченного за нее пенни! – восклицает Баренбруг. – Если вы не хотите так много тратить, поищите в интернете и купите ее в секонд-хэнде».
В начале работы дизайнер обратил внимание на мамаш, пытающихся прикрепить сиденье коляски к велосипеду, и на то, что для мужчин внешний вид традиционных колясок совершенно не годился. Первый прототип своей коляски он сделал в 1994 г. для дипломной работы в Академии дизайна в Эйндховене. У нее была та же форма и многие из деталей, которые до сих пор имеет обновленная модель Cameleon, в том числе ручка, перекидывающаяся через ходовую часть, чтобы ребенок мог смотреть или вперед, или назад, на родителя. Материалы и яркие цвета дизайнер подсмотрел в альпинистском снаряжении. Баренбруг разослал рисунки известным производителям колясок в надежде продать дипломную работу: «Мне никто не ответил. Индустрия ведет себя очень высокомерно, и я до сих пор так считаю».
Живя частично за счет щедрой голландской системы социального обеспечения, Баренбруг продолжал работать над проектом. Эдуард Занен, бывший в то время его шурином и ставший соучредителем компании, помог ему сделать прототип. Молодые люди смогли выпустить 10 моделей и представить их в 1997 г. на торговой выставке в Кельне. Крупная голландская розничная сеть согласилась купить около 1000 экземпляров первой модели, которую затем улучшали. В этот момент Занен вложил $125 000, первое и последнее инвестирование в собственный капитал. В 1999 г. Занен и Баренбруг основали компанию Bugaboo, которая сначала продавала коляски только в Нидерландах, но постепенно вышла и на зарубежный рынок.
Самым сложным в начале работы компании было налаживание производства на Тайване, говорит Баренбруг: «Сейчас у нас работают 20 дизайнеров и инженеров, и путь от рисунка до выпуска занимает полтора-два года. А мне пришлось делать все одному за полгода». Баренбруг и Занен остаются единственными акционерами компании и финансируют ее рост за счет нераспределенной прибыли и банковских кредитов. Занен больше не занимается делами, Баренбруг стал директором по дизайну, а управление компанией предоставил специалистам. «Я худший менеджер, какого только можно представить», – смеется он.
В прошлом году компания запустила первый продукт, не являющийся прямым потомком первой коляски. Модель Bee меньшего размера и стоимостью 489 евро была выпущена в ответ на критику модели Cameleon и ее предшественников. Она легче складывается, более компактна, и ее легче перевозить в машине или поднимать по лестнице.