Новая энергетика: Не панацея, но средство


Несмотря на очевидный вред, цифровое пиратство – отличный индикатор интереса широкой общественности к той или иной теме. Записи сериала «Экоизобретатели» (National Geographic Channel), в котором современные кулибины мастерят из подручных средств ветряки, портативные гидрогенераторы, экоавтомобили и т. п., появились в рунете лишь спустя полтора месяца после запуска телевизионного проекта. Немногим отличается положение вещей и в более специализированной среде. В аналитических обзорах, посвященных «ГидроОГК» – единственной отечественной компании, позиционирующей себя в качестве стратегического игрока на рынке возобновляемых источников энергии (ВИЭ), – планы компании в области альтернативной энергетики упоминаются лишь эпизодически.

Подавляющему большинству россиян альтернативная энергетика представляется не более чем новомодной игрушкой западных стран, измученных галопирующими ценами на нефть. В стране, обладающей крупнейшими в мире запасами нефти и газа, многие с большим скепсисом оценивают перспективу истощения углеводородных месторождений. Однако падение добычи нефти в этом году стало реальностью. Российское электросетевое хозяйство и газоснабжение также нуждаются в крупных инвестициях. Уже сегодня существует реальная угроза того, что дефицит не только самой энергии, но и средств ее доставки потребителю станет фактором, сдерживающим экономический рост. Озабоченность государства этой проблемой выразил президент Дмитрий Медведев, поручивший правительству при формировании бюджета на 2009 г. предусмотреть «финансирование проектов, которые связаны с использованием возобновляемых источников энергии, внедрением экологически и энергетически эффективных технологий».

Регулярные коммерческие поставки солнечных батарей и ветряков начались в конце 1970-х гг. и с тех пор выросли в тысячи раз. Стали привычным предметом офисного интерьера калькуляторы на солнечных батареях. Любой отдыхавший в Португалии или Испании без труда вспомнит бесконечные ряды ветряков, превративших южноевропейский пейзаж в современный аналог старой Голландии. Сегодня альтернативная энергетика является полноценной отраслью мирового масштаба. Объем инвестиций в этот сектор в 2007 г., по оценкам REN21, превысил $100 млрд, из них $71 млрд – в объекты генерации. Если сопоставить эту цифру с объемами прямых инвестиций, получится, что более значительной суммой могут похвастаться только экономики США и Великобритании.

Существенную поддержку мировому рынку альтернативной энергетики продолжают оказывать госпрограммы Японии и Германии по стимулированию использования солнечной фотоэнергетики, которые действуют уже более 10 лет и позволили в разы сократить себестоимость генерации. Сектор по-прежнему нуждается в государственной поддержке, но в 2007 г. пятая часть японских домохозяйств, установивших солнечные батареи, обошлась без субсидий. В этом году объем субсидий сократила и Германия.

Серьезные аргументы в пользу возобновляемых источников энергии есть и для скептиков со сдержанным отношением к вопросам охраны окружающей среды. Талаканское месторождение, которое разрабатывает «Сургутнефтегаз», расположено в сотнях километров от ближайшей линии электропередачи. Для обеспечения своих потребностей в энергии компания использует генераторы, работающие на попутном газе, – не самое лучшее с экологической точки зрения, но единственно возможное в сложившихся условиях решение.

Вопрос энергоснабжения от локальных источников актуален не только для отдаленных поселений. Представим себе два дачных поселка, один из которых отделяет другой от магистрального газопровода. Если второй поселок не разрешит строительство газопроводной ветки на своей территории, первый автоматически остается без газа. Это не шутка – такой случай был в Московской области.

В ноябре 2007 г. в России были приняты поправки в закон об электроэнергетике, определившие понятие «возобновляемые источники энергии» и заложившие базовые механизмы государственной поддержки альтернативной энергетики. Среди них – хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом система льготных (feed-in) тарифов и субсидирование затрат на подключение к сетям. К числу минусов нового законодательства стоит отнести его рамочный характер, переносящий основное бремя регулирования на подзаконные акты. В октябре 2008 г. вступят в силу правила квалификации объектов генерации, функционирующих с использованием ВИЭ. Предстоит еще утвердить уровень льготных тарифов, объемы бюджетного субсидирования присоединения объектов генерации и порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объемы произведенной на основе ВИЭ электроэнергии.

Законодатели обошли вниманием объекты генерации, не подключенные к электросетям общего пользования (за рубежом стимулированию использования альтернативной энергетики в домашних хозяйствах уделяется очень большое внимание). На программу газификации регионов «Газпром» ежегодно расходует более 20 млрд руб. Правительство могло бы выделять сопоставимые суммы на дотации потребителям и налоговые кредиты производителям оборудования, использующего возобновляемые источники. Такое решение позволит учесть интересы не только энергетических компаний, но и домашних хозяйств и поддержит инвесторов, стремящихся наладить выпуск отечественных энергоустановок на ВИЭ и их компонентов.