Нужен другой адвокат
Россия готовится заменить своего представителя в Европейском суде по правам человека в СтрасбургеГотовится указ президента об отставке замминистра юстиции, представителя России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Вероники Милинчук, знают два источника, близких к руководству Минюста. По словам одного из них, Милинчук написала заявление об отставке.
Высокопоставленный госчиновник подтверждает, что проблему представительства России в Страсбурге сейчас обсуждают в администрации президента, причем речь идет не только о кадровых вопросах: «Возможно, есть смысл вновь вернуть это направление в администрацию президента».
Один из собеседников «Ведомостей» объясняет намерение нового министра юстиции Александра Коновалова сменить уполномоченного низкими результатами работы этого института. Россия проигрывает в Страсбурге практически все важные дела, суммарный счет присужденных ей компенсаций вырос за год почти вчетверо: с 1,3 млн евро в 2006 г. до 4,3 млн евро в 2007 г. Совокупная компенсация трем жительницам Чечни, присужденная в конце 2007 г., составила 140 000 евро. В прошлом году суд признал, что Россия нарушила права человека при аресте одного из топ-менеджеров ЮКОСа – Платона Лебедева, на подходе и другие жалобы представителей ЮКОСа.
Судья от России в Страсбурге Анатолий Ковлер, отмечая, что в Страсбург поступают однотипные дела, сетовал на трудности с устранением системных нарушений.
Другой источник, близкий к руководству Минюста, напоминает, что Милинчук – креатура бывшего министра юстиции Владимира Устинова и была назначена в марте 2007 г., когда президент передал функции уполномоченного из своей администрации в Минюст. Теперь свою команду формирует министр Коновалов.
В Минюсте скорую отставку Милинчук опровергают. «Вероника Владимировна на своем рабочем месте, спокойно работает, в ближайшее время собирается в очередную командировку в Страсбург», – заявляет официальный представитель ведомства.
Представитель России в ЕСПЧ – должность сама по себе «расстрельная», объясняет Ольга Шепелева из института «Право общественных интересов». Чиновник отвечает за нарушения, которые допускают ведомства, от него никак не зависящие. Ситуация может измениться, если аппарат представителя получит дополнительные полномочия и ресурсы – например, законодательной инициативы, считает эксперт.