Инфраструктура нырка
Михаила Сафонова и Дмитрия Орлова уйти под воду заставила наука, но вскоре они обнаружили, что совсем не одиноки в своей любви к глубине. Сегодня их группа компаний RuDive – один из крупнейших игроков российского рынка подводного плаванияПервые клиенты у Орлова и Сафонова появились в апреле 1996 г. – пришли по объявлениям в МГУ. «У нас был опыт подготовки аквалангистов в научных экспедициях и были сертификаты французской ассоциации CMAS, позволявшие преподавать», – начинает рассказ Сафонов, пока Орлов ныряет в Южной Африке с туристами. Снаряжение для обучения первого десятка новичков одолжили под честное слово в спортивном магазине – необходимых для его покупки $1500 у них, сотрудников кафедры зоологии беспозвоночных, быть не могло. В мае пришла вторая группа, и вскоре подводный клуб МГУ обучал по 10 человек в месяц, им же продавалось оборудование, на вырученные деньги покупалось новое. В 1997 г. клуб в первый раз вывез 20 клиентов на Красное море. «Потом было еще две поездки, а в 98-м – уже 10», – вспоминает Сафонов.
Скинулись на корабль
Если в 1997 г. оборот компании был около $75 000 (по $20 000 приносили курсы и снаряжение, остальное – туры), то к 99-му он вырос в пять раз. Решили купить научно-исследовательское судно «Картеш» для организации дайв-туров. «Корабль был ржавый, запущенный – его собирались продавать на металлолом. А мы на нем еще в научные экспедиции ходили, жалко стало. Собрали деньги по знакомым, по нашим же клиентам – а дайверы обычно люди небедные – и купили», – рассказывает Сафонов. Доводить до ума «Картеш», с которого клиенты сегодня ныряют в Белом и Баренцевом морях и у берегов Норвегии, пришлось долго: проект все еще не окупился, а потрачено на него за девять лет почти $1,5 млн.
Через год после покупки «Картеша» Сафонов и Орлов выделили туристическое направление деятельности в турагентство «Акваланг трэвел», открыли магазин снаряжения, а в 2003 г. – первый стационарный дайв-центр на Белом море. «За образцы организации сервиса взяли дайв-курорты, на которые клуб вывозил клиентов шесть лет», – рассказывает Сафонов. В 2006 г. партнеры провели ребрендинг и назвались группой компаний RuDive. Сегодня оборот группы – $7 млн, в нее входят школа подводного плавания, туристическая компания, два магазина снаряжения в Москве, дайв-центры в Подмосковье и на Белом море, судно для дайвинга, студия документальных фильмов и издательство. В компании около сотни сотрудников. «В 2008 г. мы ожидаем, что оборот вырастет в полтора раза, – мы открыли филиал в Санкт-Петербурге, купив там школу-клуб и турагентство», – говорит Сафонов.
Школа ихтиандров
Обучение, с которого начинался бизнес, теперь занимает в обороте RuDive последнее место – хотя для прохождения только начального курса в клуб приходит 600 человек в год и даже на самые сложные и дорогие программы записывается в год клиентов 20, а всего в 2007 г. клуб выдал 1400 сертификатов PADI различного уровня (обучающие курсы, разработанные этой международной организацией, пользуются наибольшей популярностью). «Чтобы начать заниматься дайвингом, надо пройти обучение, и за это клиенты платят первые деньги. Но больше всего дайверы тратятся именно на туристические услуги, на втором месте – затраты на снаряжение, в три-четыре раза меньше, чем на поездки, а обучение уже на последнем месте», – поясняет Сафонов. «Обучение наименее прибыльно: оно всегда должно быть доступно для человека, ведь с этого начинается увлечение дайвингом», – соглашается генеральный директор клуба «Крокодил» Сергей Артеменко.
«Обучение – это производство: аренда бассейна, покупка снаряжения, на котором учатся клиенты, обслуживание этого снаряжения – сушка, складирование, работа инструкторов (один инструктор в воде на четырех клиентов), а квалифицированный инструктор получает до 50 000 руб. в месяц. Туристическая услуга – это продажа: мы продаем клиенту билет, услуги дайв-центра, добавляем нашу услугу – инструктора, что повышает и качество, и безопасность», – продолжает объяснять разницу Сафонов. Если за начальный курс клиент отдает около 10 000 руб., то комплект для начинающего дайвера обходится в три раза дороже, а средняя стоимость недельного тура – $2500.
Север дороже
«Неделя ныряния на Белом море вместе с проживанием может стоить и $900. Но для нас северный дайвинг обходится почти втрое дороже южного – в холодном климате все затраты выше: и построить, и обогреть, и накормить, и одеть персонал, и жизнь на Севере дороже, и зарплаты выше», – рассказывает Сафонов. Тем не менее погружения в северных морях считаются спецификой клуба. «Главные игроки на рынке услуг для дайверов – клубы «Акванавт» и RuDive. Оба работают по всем направлениям, но у RuDive конек – северное направление, подледный дайвинг. Здесь они работают на международном уровне качества», – отзывается главный редактор журнала «Октопус» Александр Аристархов. «Сложнее всего обеспечить техническую часть процесса. Нужно, чтобы был правильный воздух, исправное оборудование, решить массу других технических и логистических задач и при этом обеспечить комфорт дайвера», – говорит генеральный директор «Акванавта» Сергей Филюшкин.
Сколько их
Российские дайверы покупают услуг на $200 млн в год и рынок растет в последние годы не меньше чем на 20% в год, предполагает Сафонов: «Большая часть приходится на туризм, на обучение – около $15 млн». Однако твердых оценок рынка нет. Данные по количеству дайверов сильно разнятся, соглашается Аристархов: «Оценки делаются в диапазоне от 100 000 до 300 000 сертифицированных дайверов». Но популярность этого хобби растет: если в 2002 г. в PADI было сертифицировано всего 2000 российских дайверов, говорит директор российского отделения ассоциации Ирина Береснева, то в 2007 г. было 8000 только новичков, а вместе с продвинутыми курсами общее количество выданных в 2007 г. сертификатов перевалило за 21 000.