Жертвы керосина
Ведущий канадский авиаперевозчик Air Canada вчера сообщил, что к концу года снизит пассажирооборот на 7% из-за рекордных цен на авиакеросин. Штат компании сократится на 7% – будет уволено 2000 человек. За топливо Air Canada заплатит на $980 млн больше, чем в 2007 г., подсчитал президент компании Монти Брюэр.
О планах дальнейшего сокращения пассажирооборота сообщила вчера и американская Northwest Airlines – точных прогнозов она не дает, но в апреле уже объявила о снижении пассажиропотока на 9%.
Другой американский перевозчик – United Airlines сообщила, что при текущих ценах расходы на топливо в 2008 г. составят $9,5 млрд ($3,5 млрд в 2007 г.). Она выведет из эксплуатации 100 самолетов из 460.
Практически все американские авиакомпании находятся в тяжелом положении и прибегают к подобным мерам. Многие из них, в частности Delta, United, Conteinental, US Airways, обсуждают варианты слияния или сотрудничества друг с другом. Однако проблемы могут только усугубиться, считает основатель Starwood Capital Group Барри Стернлихт.
По его мнению, Америке, возможно, придется национализировать авиакомпании, если нефть продолжит дорожать. Авиакомпании не смогут увеличить цены на билеты настолько, чтобы покрыть издержки на топливо, отмечает Стернлихт: потребуются госсубсидии, чтобы цены на билеты были приемлемыми. Если цена нефти дойдет до $250, средняя цена на билет туда-обратно US Airways вырастет более чем в три раза – до $1000, сказал президент компании Скотт Кирби.
Дорогой авиакеросин вызвал скачок цен на редкие металлы, которые входят в сплавы, используемые в производстве экономичных самолетных двигателей. Подорожали рений, хром, кобальт и титан, говорят трейдеры. Их скупают такие компании как Rolls-Royce, General Electric и Pratt & Whitney. Цена на рений, в частности, с прошлого года выросла вдвое – до $11 250 за 1 кг, а в начале 2006 г. он стоил $1000 за 1 кг.