Жан-Паскаль Трикуар: «Мир так велик, а жизнь коротка», - Жан-Паскаль Трикуар, президент и генеральный директор Schneider Electric

Французская Schneider Electric решила побороться за право электрификации Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, рассказал «Ведомостям» президент компании
С.Николаев
С.Николаев

Оборудование французской электротехнической компании Schneider Electric (SE) работает в Кремле и обычных жилых домах, на объектах «Газпрома» и серийных трансформаторных подстанциях. Первый клиент в России появился у нее еще в 1970-е. «Трудности [с тех пор у нас] были, особенно тяжелым был кризис 1998 г.», – признает президент и гендиректор SE Жан-Паскаль Трикуар. Но с российского рынка французы тогда не ушли, сделав ставку на постепенное восстановление бизнеса. Сейчас выручка SE в республиках бывшего СССР составляет 25 млрд руб. в год (показатели по отдельным странам не раскрываются), а российский рынок по значимости для компании находится на 2-м месте в мире после Китая.

21

год проработал в Schneider Electric. До этого он был совладельцем СП, занимавшегося продажами продукции Merlin Gerin в Германии

1986

начал работать в SE менеджером по продажам в странах Скандинавии и Северной Африки

1993

командирован в Китай, где за шесть лет создал бизнес с ежегодной прибылью в 150 млн евро

1986

глава департамента по работе со стратегически важными клиентами

2006

президент SE

Schneider Electric

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ХОЛДИНГ. Выручка – 17,31 млрд евро (2007 Г.). Чистая прибыль – 1,6 млрд евро. Капитализация – $30,1 млрд. Крупнейший акционер: Capital World Investors (10,04%). ... Производит электротехническое оборудование низкого напряжения и средства автоматизации. Производственные мощности сосредоточены на более чем 200 заводах. Основные бренды – Merlin Gerin, Telemecanique и Square D. Штат компании насчитывает 120 000 человек. На российском рынке Schneider Electric представлена более 25 лет. 17 филиалов в крупнейших областных центрах России и два завода – «Лексел электроматериалы» (Санкт-Петербург) и «Уралэлектроконтактор» (Оренбургская область).

– Вы ведете какие-либо новые переговоры о развитии бизнеса в России?

– SE не стремится непременно иметь дело с самыми крупными компаниями, нам важно, чтобы отношения строились на принципах регулярности, качества и профессионализма. Поэтому мы постоянно ведем переговоры сразу по нескольким проектам, однако объявляем о них только после получения результата.

– А будет ли компания претендовать на роль маркетингового партнера Олимпийских игр по категории «энергоснабжение»?

– Мы стараемся участвовать во всех Олимпийских играх. Мы работали на Играх в Афинах, США. Участвуем и в других спортивных событиях, например в чемпионате мира по футболу. Многие футбольные стадионы, плавательные бассейны, элементы спортивной инфраструктуры используют наше электрическое оборудование. Надеемся принять участие в оснащении Сочи.

– У вас уже есть соглашение?

– Нет, до Игр еще целых шесть лет, однако уже сейчас мы демонстрируем множество проектов.

– Как вы думаете обеспечить надежное бесперебойное электроснабжение в Сочи, учитывая тамошние непростые климатические условия?

– Когда люди говорят об электроэнергии, обычно имеется в виду ее выработка. Но одно дело произвести энергию, и другое – доставить ее потребителю. Так вот, наша задача – управление энергией. Мы помогаем людям извлечь максимум пользы из получаемой энергии. Мы должны сделать электричество безопасным.

– Что вы думаете о ходе и результатах реформы российского энергетического рынка?

– У меня нет достаточной информации, мы находимся как бы по другую сторону. У нас очень плодотворное сотрудничество с «Мосэнерго». Мы также развиваем сотрудничество с Мексикой, Индонезией и Вьетнамом. Мы заинтересованы в таких быстро развивающихся рынках. Очень важные для нас рынки – Восточная Европа, Ближний Восток, Азия и Африка. Кстати, большинство директоров SE тоже из этих регионов. Да и у меня большая часть карьеры прошла в этих регионах, по крайней мере за пределами Франции. Наверное, Китай я знаю даже лучше, чем Францию. Еще я работал в Италии, Африке, а также в США, хотя как раз этот рынок не очень динамично развивается.

– Какова ваша рыночная доля в Китае?

– Это большой рынок, на который приходится 10% нашего бизнеса. Наверное, следующей по важности страной для нас является Россия. Здесь нам еще многое предстоит сделать, пока наша доля в России невелика. Но нас радует, что в этой стране развиваются информационные технологии, интернет, финансы – отрасли, где могут найти применение наши разработки. Еще в середине 1990-х мы начали проекты с «Газпромом». В рамках проекта мы поставляем очень сложное электрооборудование. Мы уже делаем инвестиции здесь, но хотели бы инвестировать больше. В России работает уже около 1000 наших людей. И прежде всего мы инвестируем в них, чтобы подготовить кадры для работы с новейшими технологиями и бизнес-методами. Мы сотрудничаем с университетами в разных городах, создаем логистический центр. Из России мы координируем и нашу работу в остальных странах СНГ. Еще раз подчеркну, что мы всегда строим бизнес на партнерстве. Мы не только развиваем каналы дистрибуции, но и планируем создание продукции в сотрудничестве с местными компаниями. При этом основное внимание уделяется трем пунктам: качеству услуг, доверию и качеству отношений с партнерами, и все это означает высокое качество наших кадров.

– Вас не пугают некоторые тенденции, наблюдающиеся в России в последнее время? Я имею в виду проблемы нефтяных компаний, усиление государственного контроля и т. п. Сталкиваются ли французские компании с чем-то подобным?

– Нельзя говорить о российских компаниях вообще, как и о французских компаниях вообще. Например, SE очень сильно отличается от других французских компаний. Мы являемся глобальным лидером в своей отрасли, и тут не важно, французская это компания или российская.

– Что вы можете сказать о тендерах для энергомашиностроительных и электротехнических компаний в России?

– Мой опыт здесь невелик. Могу сказать только, что, работая в стране, надо уважать правила, принятые там. Хотя в России действительно компании испытывают довольно сильное давление, и это вызывает некоторую тревогу.

– Чем вам нравится заниматься в жизни помимо руководства SE? Где вы живете? Скучаете ли по Франции?

– Не очень. Если заскучаю, всегда смогу вернуться. Мир так велик, а жизнь коротка. Что касается занятий, то я много занимаюсь спортом. В свободное время люблю побыть с семьей. Во время отпуска путешествую, потому что люблю открывать для себя новые страны. В прошлом году отдыхал 10 дней в России. Ведь во время деловых поездок страну как следует не увидишь – только аэропорт, отель, офис, конференция и снова аэропорт. В России побывал в трех городах: в Калининграде, Москве и Санкт-Петербурге. Интересного много, хотелось бы отвести на это месяца два. Искусство, исторические места, архитектура, стиль жизни – все производит сильное впечатление. В России много энергии, и я имею в виду не нефть и газ, а людей. Люди здесь мне очень нравятся. И, думаю, SE здесь многого добьется, если сможет опереться на этих людей.