Керосин зарвался
Антимонопольная служба пытается остановить тотальный рост цен на авиакеросин. Она считает виновниками монополистов-нефтяниковАвиакеросин производят все НПЗ, крупнейшие – «Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть», «Сургутнефтнегаз», ТНК-ВР, отмечает руководитель торгового дома ТОАП Евгений Островский. А основные оптовые трейдеры (общие продажи – около 5 млн т) – «Лукойл-аэро», ТОАП и «Газпром нефть – Аэро».
С этим согласен топ-менеджер «Аэрофлота». Другие способы заправки могут предложить лишь московские аэропорты, уточняет он. В «Аэрофлоте» затраты на топливо растут на 5% в год, рассказывает собеседник «Ведомостей». Сейчас это почти 40% всех расходов. У перевозчиков со старым авиапарком – Ту-134, Ту-154, этот показатель превышает и 50%, добавляет Казанли.
Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам нарушения ст. 10 закона «О защите конкуренции». «В последнее время цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы, – говорится на сайте ФАС. – Превышение российскими нефтяными компаниями цен поставки на внутренний рынок по сравнению с поставкой на экспорт в условиях монополизированного рынка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства». ФАС возбудила дело на основании обращений ТОАП («Топливное обеспечение аэропортов», один из крупнейших продавцов авиакеросина в России, присутствует в 120 аэропортах), ряда запросов о повышении цен на авиатопливо от покупателей авиакеросина и собственном анализе рынка, заявил «Ведомостям» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Названия компаний ФАС не раскрывает.
Авиаторы несколько недель бьют тревогу из-за подорожания керосина. Совет Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП) 11 июня пожаловался премьер-министру Владимиру Путину: с сентября 2007 г. цена на авиационное топливо выросла на 70% до 35 000 рублей за 1 т. По данным МАРАП, с конца мая средняя мировая котировка цены на авиационное топливо снижается, тогда как на внутреннем рынке она, наоборот, растет, а причина этого – монополизация рынка авиатоплива нефтяниками и высокие ставки акцизов и налогов (60–70% от оптовой цены). По данным Олега Смирнова, президента фонда «Партнер гражданской авиации», который, в свою очередь, ссылается на отчеты компании TOAP Fuel Supply (TFS) и Центра регистрации тарифов (ЦРТ), июньские цены в Хитроу (в пересчете на рубли) составили 33 869 руб. за 1 т керосина, во Франкфурте – 34 470, в Мадриде – 36 076, в Москве – 32 131 (до 6 июня), в Москве – 36 143 (с 6 июня), в Южно-Сахалинске – 41 595.
«Газпром нефть – Аэро» работает всего полгода, план по продажам на 2008 г. – 1,7 млн т керосина. Цены компании не выше, чем в Европе, уверяет представитель «Газпром нефти» Наталья Вялкина: заправка керосином компании в российских аэропортах стоит сейчас 30 000 – 34 000 руб. (с НДС). Официальных запросов из ФАС компания не получала, говорит Вялкина. В пресс-службе «Лукойла» действия ФАС оставили без комментариев.
В большинстве российских аэропортов, как правило, один продавец авиакеросина, отмечает аналитик «Тройки диалог» Кирилл Казанли. Это сильно осложняет ситуацию для авиакомпаний – они вынуждены покупать топливо по монопольной цене.
Рекордные цены на авиакеросин вынуждают авиакомпании по всему миру повышать цены. Даже крупнейший в Европе дискаунтер Ryanair поднимает цены на билеты на 5%, а зимой выведет из эксплуатации около 20 самолетов из имеющихся 163. Ryanair также увеличит сборы с пассажиров, закроет call-центр в Дублине, заморозит зарплаты топ-менеджерам.
С 1 января российский дискаунтер Sky Express повысил цены на билеты на 500 руб. Такова сумма топливного сбора, который авиакомпания ввела с 2008 г. из-за резкого скачка цен на керосин. В билете «туда-обратно» размер топливного сбора составляет 1000 руб. Получается, что самые дешевые билеты Sky Express подорожают вдвое.
Рост цен перекинулся и на туристический бизнес: компания «Тез тур» сообщила, что с 16 июня включительно повышается топливный сбор на авиабилеты в Турцию с вылетом из Москвы на 40$ на человека. Эта доплата, как указывает туроператор, так же распространяется на ранее забронированные, но не оплаченные билеты.