Не сделано в Европе

У ТНК-ВР была масса выгоднейших сделок, не реализованных по вине ВР, утверждают российские акционеры из «Альфа-групп», Access Industries и «Реновы». В самой ВР с этим не согласны
Вчера Михаил Фридман рассказал, как много бы еще он успел сделать в этой жизни, если бы не BP
Вчера Михаил Фридман рассказал, как много бы еще он успел сделать в этой жизни, если бы не BP / В.Баранов

В ВР комментировать это не стали. Но часть сделок, упомянутых ААР, не состоялась по объективным причинам, утверждают два источника – и в ТНК-ВР, и в ВР. Так, за Mazeikiu ТНК-ВР была готова платить до $1 млрд, и актив ушел за $1,5 млрд польской PKN Orlen. Оферту по покупке отдельных туркменских активов британской Burren Energy перебила Eni (купила ее целиком за $3,6 млрд), а в «Бургас» ТНК-ВР не попала, потому что правительство РФ решило поделить свою долю в проекте между «Роснефтью», «Газпром нефтью» и «Транснефтью» (и бывший топ-менеджер «Транснефти» вспоминает, что ТНК-ВР решила выйти из проекта еще до этого). Купить НПЗ в Гданьске не удалось, потому что Польша передумала его приватизировать, говорит один из собеседников «Ведомостей». Представитель ААР прокомментировать эти контраргументы вчера не смог.

TNK-BP INTERNATIONAL

НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ. Добыча нефти и газа – 78 млн т нефтяного эквивалента (2007 г.). Выручка – $38,7 млрд (US GAAP, 2007 г.). Чистая прибыль – $5,3 млрд. Владельцы – ВР (50% акций), «Альфа-групп» (25%), Access Industries и «Ренова» (по 12,5%). Компании принадлежит 95% акций «ТНК-ВР холдинга», в который входят основные активы ТНК-ВР в России, а также 50% «Славнефти», 63% «Русиа петролеум» и активы на Украине.

Консорциум ААР предлагал совету директоров ТНК-ВР расширение работ практически по всему миру, но не получил одобрения, сообщил вчера журналистам председатель совета директоров TNK-BP Ltd. Михаил Фридман. Нереализованные проекты перечислены в специальной презентации, подготовленной ААР. Это четыре НПЗ мощностью 6,6 млн т нефти в год и сеть из 600 АЗС в Польше, НПЗ Mazeikiu Nafta, турецкий нефтехолдинг Tupras, доли в НПЗ Ruhroel и Schwerdt в Германии, Кременчугский НПЗ, доля в проекте «Бургас – Александруполис» и Трансизраильский трубопровод, нефтяные участки в Казахстане, добывающие активы в Туркменистане и Курдистане.

«Для нас не существует каких-либо четких географических и иных ограничений, и любые вещи, которые, как нам кажется, увеличивают эффективность наших инвестиций, являются вполне привлекательными. ВР смотрит на это совершенно по-другому. Увеличение ресурсной базы – очень желательная и заманчивая возможность в рамках общей стратегии <...> ВР», – жаловался ранее Фридман в интервью «Ведомостям».

За пять лет существования ТНК-ВР на рассмотрение совета директоров менеджментом было представлено только девять возможностей выхода на международные рынки: пять были поддержаны, а четыре отвергнуты, парирует представитель ВР Владимир Буянов. Были одобрены покупка Mazeikiu, участие в «Бургасе», изучение возможностей инвестирования в нефтедобычу в Венесуэле, Казахстане и Туркмении, подтверждает источник, близкий к ВР. А в 2004 г. представители ВР в совете отказались от покупки долей в немецких НПЗ (там у ВР уже есть доли), а позже – от казахстанской (из-за судебных рисков) и венесуэльской компаний и инвестиций в Курдистан. Фридман говорил «Ведомостям», что главный аргумент со стороны ВР против Курдистана был в том, что это «не очень приветствуется американским госдепартаментом».