«Ничего общего с этим миром моды», - Ив Сен-Лоран, основатель модного дома Yves Saint Laurent
Сегодня Париж простится с Ивом Сен-Лораном, одним из величайших кутюрье XX в. Наряду с Коко Шанель и Кристианом Диором он создал мир высокой моды, пережив его расцвет и упадок. Покинул этот мир он еще в начале 2000-х, протестуя против давления стандартов массового обществаФранцузский модельер скончался 1 июня в своей парижской квартире от рака мозга. «Это огромная потеря», – заявил Стефано Пилати, дизайнер Gucci Group, владеющей сейчас маркой YSL. Созданная Сен-Лораном вместе с домом моды в 1961 г., она спустя десятилетия продолжает оставаться одной из самых желанных для ценителей моды во всем мире.
Наследник Диора
Сен-Лоран родился в 1936 г. в алжирском городе Оран. Несколько поколений его семьи занималось юриспруденцией, но он при поддержке матери выбрал другой путь, отправившись в 1954 г. в Париж на учебу в школу при синдикате высокой моды. В 1955 г. юный дизайнер по протекции главного редактора французского Vogue познакомился с Кристианом Диором – и мэтр пригласил Сен-Лорана на должность личного ассистента. Через два года, после смерти Диора, Сен-Лоран, которому тогда исполнился 21 год, занял пост арт-директора модного дома.
Успешная карьера была прервана в 1960-м – Сен-Лоран был призван на военную службу во французскую армию, но вскоре комиссован с нервным расстройством. За это время владельцы дома Dior нашли ему замену. Тогда Сен-Лоран вместе со своим другом Пьером Берже в 1962 г. основали собственный дом высокой моды – Yves Saint Laurent (YSL), а через год партнеры открыли первый бутик прет-а-порте – Yves Saint Laurent Rive Gauche, прославившийся коллекциями женской одежды, основанной на предметах мужского гардероба, – одновременно эмансипированной и волнующей. Но прибыль магазин принес только через 10 лет.
«Когда я впервые увидела Ива Сен-Лорана, у меня по коже пробежал холодок – мало кого из дизайнеров я так уважаю», – говорит Алла Вербер, вице-президент группы Mercury, работавшая 30 лет назад байером в нью-йоркских бутиках. Сейчас Mercury представляет YSL в России. Вербер познакомилась с Ивом Сен-Лораном на одном из его показов в 1980-х, и он вовсе не показался ей тяжелым в общении человеком. Она вспоминает, как кутюрье с интересом слушал ее рассказ об одной из первых купленных ею после эмиграции из России вещей – черном смокинге Yves Saint-Laurent, как интересовался ее родным Санкт-Петербургом. «Потом на фэшн-шоу мы всегда здоровались, и он говорил: «Я помню вас, Алла», – продолжает Вербер.
Взлет и падение
Деньги партнеры зарабатывали на парфюмерной линии: в 1964 г. дом Yves Saint Laurent выпустил первые духи – Y, а затем Rive Gauche и Opium. Последние стали самыми продаваемыми духами в мире. К 1980-м Yves Saint Laurent оказался одним из крупнейших экспортеров французской парфюмерии, опередив Dior и Chanel.
Но в конце 80-х Берже, отвечавший за финансовую стратегию дома, привлек в качестве соинвестора итальянский фонд Карло де Бенедетти с целью скупить иностранных дистрибуторов дома. А через несколько лет фонд понес серьезные потери из-за операций на азиатских рынках и вышел из капитала YSL, оставив компании многомиллионные долги.
Берже и Сен-Лоран были вынуждены за $500 млн продать модный дом фармацевтической компании Elf Sanofi Beauté. В 1999 г. компания Artemis, контролируемая французской модной группой Pinault-Printemps-Redoute (PPR Group), приобрела за $960 млн большую часть бизнеса Sanofi Beauté, в том числе модный дом Yves Saint Laurent, и включила его в состав своей группы Gucci. По условиям сделки Сен-Лоран сохранил за собой самую убыточную линию – haute couture, чтобы, по его признанию, оставить себе право на собственный взгляд на моду. Он опасался, что взгляды его новых владельцев на модную индустрию не совпадут с его собственными.
Действительно, в 2000 г. Gucci сместила с поста креативного директора YSL выбранного Сен-Лораном Альбера Эльбаза, заменив его молодым дизайнером Томом Фордом, поклонником утилитаризма, работавшим для Gucci.
В ответ на это Сен-Лоран и Берже открыли в двух шагах от магазина YSL Rive Gauche Форда собственный бутик haute couture. Демарш принес только моральное удовлетворение – ателье продолжало приносить убытки и к 2002 г. задолжало поставщикам около $18 млн.
После ухода
Сен-Лоран принял решение закрыть его и завершить свою карьеру в мире моды. В его последнем показе принимали участие актриса Катрин Денев и модель Летиция Каста. «Ив не может чувствовать себя свободно там, где, вместо того чтобы служить женщине, ее используют в своих интересах. Haute couture была создана, чтобы сопровождать искусство жить, которого более не существует. Мы живем в эпоху Билла Гейтса, джинсов и кроссовок Nike», – объяснял решение Сен-Лорана Берже.
Человек, создавший одни из самых запоминавшихся художественных образов ХХ в., уходил, чтобы брать уроки искусств, наслаждаться жизнью и путешествовать. Немного отдохнув, он задумался о возвращении, рассказывая агентству AFP, что готов работать над костюмами к постановкам французского хореографа Ролана Пети для балета Мариинского театра. Но его планы нарушила серьезная болезнь. «Иву Сен-Лорану была интересна Россия, пять лет назад, когда мы открывали первый магазин YSL, он хотел приехать, но не мог – уже были серьезные проблемы со здоровьем», – рассказывает Вербер.
Gucci Group приняла решение поставить бренд YSL на самый верх в иерархии своих люксовых брендов. С 2004 г. у Yves Saint Laurent появился новый креативный директор – итальянец Стефано Пилати, трепетно относящийся к наследию Сен-Лорана. Под управлением Пилати YSL медленно восстанавливает финансовые позиции. Сейчас под маркой Yves Saint Laurent выпускается коллекции прет-а-порте мужской и женской одежды, обуви, сумок, аксессуаров и ювелирных изделий. Сеть включает 64 магазина, управляемых группой, с флагманами в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Гонконге и Токио. В прошлом году продажи марки Yves Saint Laurent выросли на 14% до 221 млн евро ($344 млн), операционные убытки сократились с 49 млн евро до 32 млн евро.
«Сегодня YSL – одна из самых креативных марок upper-class, носить ее действительно модно. Приятно, что сегодняшние коллекции марки близки кутюрье по духу. Я много носила одежду YSL и вижу, что креативный директор марки ищет идеи в архивах кутюрье», – говорит Вербер. «Ушел один из величайших героев в мире моды, человек, первым превративший высокую моду в искусство. Он был уверен в том, что красота – это роскошь, в которой нуждается любой мужчина или женщина», – заявил на следующий день после кончины мастера президент Франции Николя Саркози.
Штрихи к портрету
«Меня можно было назвать замкнутым и застенчивым. Патологически застенчивым. Но я изменился. Мне 65 лет, и на душе у меня легче, чем когда бы то ни было» Интервью Reuters, 9 января 2002 г. «Занимаясь этим [модным бизнесом] никогда не бываешь уверенным в себе... И постоянно приходится превосходить самого себя» Интервью Reuters, 9 января 2002 г. «Я не имею ничего общего с новым миром моды, суть которого сводится к разглядыванию витрин. Элегантность и красота были изгнаны из него» Интервью Paris Match, 2002 г.