Готовы жертвовать зарплатой
Студенты западных бизнес-школ хотят от компании-работодателя не только амбициозных задач и высокой зарплаты, но и социальной ответственности, утверждают исследователи. В России такая сознательность привьется не скороОпрос, проведенный экспертами Aspen Institute Center for Business Education, показал, что приоритеты студентов MBA меняются. Все больше внимания они уделяют вопросам этики ведения бизнеса и социальной ответственности компаний (см. график). В 2002 г. только 15% студентов отмечали, что на будущем месте работы хотят приносить пользу обществу, а по результатам свежего опроса таких уже 26%. При этом в ходе фокус-групп большинство респондентов высказали сомнение в том, что это им удастся: 93% уверены, что менеджеров заботит только получение прибыли в краткие сроки.
Студенты не шутят
В самом ли деле студенты бизнес-школ серьезно относятся к этим проблемам и готовы пожертвовать собственным доходом ради работы в социально ответственной компании? Этим вопросом задались также Дэвид Монтгомери из Стэнфорда и Кэтрин Реймус из Университета Калифорнии в обнародованном в декабре 2007 г. исследовании Including Corporate Social Responsibility, Environmental Sustainaibility, and Ethics in Calibrating MBA Job Preferences.
В ходе исследования они предложили 759 студентам из 11 бизнес-школ (в том числе Haas School, IMD, INSEAD, London Business School, Stanford и Wharton) опросник, включавший 14 возможных параметров будущего работодателя: зарплата, расположение, команда, возможности роста, наличие экологических и социальных программ и т. д. Самым значимым для студентов стало то, предложит ли будущий работодатель интересные задачи. На 2-м месте – географический фактор. Финансовые условия и этическая репутация компании оказались одинаково важны.
Затем респондентов спрашивали, готовы ли они пожертвовать какой-то частью будущего достатка, если компания уделяет внимание четырем ключевым элементам корпоративной социальной ответственности (средние результаты см. во врезе). Больше всего студентов привлекла репутация компании как ответственного работодателя: гуманная политика сокращения персонала, охрана труда, страхование и т. д. На 2-е место они поставили этичность продуктов и услуг компании-работодателя, а также этичную маркетинговую политику. Меньше всего их впечатляют экологическая политика и отношения будущего работодателя и общества.
Окружающие склонны недооценивать интерес студентов бизнес-школ к этическим проблемам, замечают исследователи. В этом они убедились, опросив еще 420 человек – участников семинаров, на которых представляли первые результаты работы. Респонденты второго опроса поставили этические аспекты репутации компании на 12-е и 13-е места, и только 5% из них предположили, что выпускник MBA оценивает репутацию социальной ответственной компании в сумму, близкую к $9000.
Нашим не важно
Социальная ответственность и этичность бизнеса не входят даже в первую десятку важных для выпускников бизнес-школ параметров, уверен и управляющий партнер хедхантинговой компании Pynes and Moerner Федор Шеберстов. «На первых местах – возможности роста, деньги, команда, значимость проектов. Конечно, если перед человеком равнозначные предложения от алкогольной компании и от производителя кефира, он выберет последнего. Но если позиция в алкогольной компании интереснее, то профессионал выберет ее», – говорит он. С табачной и алкогольной отраслью все-таки есть сложности, не соглашается руководитель департамента «Финансы и аудит» хедхантинговой компании Cornerstone Виктория Филиппова. «Модным становится здоровый образ жизни – по одному из наших проектов каждый третий отказ (а мы отсмотрели около сотни кандидатов) был мотивирован именно спецификой отрасли», – рассказывает она. Но на 1-м месте у выпускников западных бизнес-школ, ищущих работу в России, – наличие понятной стратегии развития компании. «В финансовом секторе они ищут возможность применить свои знания в области привлечения инвестиций, проведения сделок по слиянию и поглощению, проведения IPO», – добавляет она.
Ложь или правда
Менеджеры, получающие образование в западных бизнес-школах, предъявляют более высокие требования и к финансовым условиям, потому что считают себя ценными специалистами, и к стандартам ведения бизнеса, соглашается директор по персоналу компании «BASF Россия» Наталья Дуванова. «Но вопросов о корпоративной социальной ответственности, этике, благотворительности они на собеседовании не задают», – признает она. «Это не ключевой фактор, но каждому хотелось бы работать в компании, которой можно гордиться», – соглашается директор по работе с персоналом «Эльдорадо» Руслан Ильясов.
Стандарты ведения бизнеса действительно имеют значение для кандидатов, говорит управляющий по вопросам персонала отделов сбыта и маркетинга «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» Наталья Трифонова: «Статистика посещений нашего сайта показывает, что, получив информацию о вакансиях, значительная часть посетителей сразу же переходит к разделам «Наш бизнес», «Как мы работаем», «Курение и здоровье», «Социальные инициативы» и «Предотвращение курения несовершеннолетних».
Спрос и предложение
На интерес студентов к социальной ответственности бизнес-школы отвечают ростом курсов на соответствующую тему, отмечают эксперты Aspen в специализированном рейтинге бизнес-школ (Beyond Grey Pinstipers, последний опубликован в конце 2007 г., приняло участие 112 школ). Количество курсов по выбору в этой области выросло на 20% с 2005 г., 63% школ требуют от студентов выбрать по крайней мере один из них.
Около 10–15% учебного времени было отведено курсам, направленным на этические темы, говорит консультант Boston Consulting Group, выпускник бизнес-школы Wharton 2006 г. Владимир Тузов. «Предлагалось несколько курсов, так или иначе связанных с этой темой: бизнес-этика, основы управления персоналом, юридические аспекты управления организацией. На курсе по стратегическому менеджменту обсуждались этические аспекты некоторых решений: закрытие заводов, открытие представительств в развивающихся странах – как это ударит по рынку труда в США и т. д. На маркетинге говорили о том, что этично и не очень с точки зрения позиционирования продуктов, и т. д.», – вспоминает он.
В России только в последнее время повился запрос на образование в этой области, утверждает директор Центра корпоративной и социальной ответственности ВШМ СПбГУ Юрий Благов. «Мы занимаемся этим с 1993 г. – создавали обязательные курсы в общей программе MBA. Но интерес у компаний проснулся только в последние пару лет, пошли запросы на специализированные программы подготовки и переподготовки менеджеров, и в этом году мы будем запускать стандартизированные открытые и корпоративные программы по этой проблематике», – говорит он. Но пока еще социальная ответственность воспринимается как отдельная задача, а не как необходимое свойство эффективного стратегического менеджмента, да и российские студенты отличаются от западных. «У нас, как правило, речь идет о людях взрослых и занимающих руководящие позиции в компаниях, о собственниках. Для них чаще всего вопрос этики – это вопрос отношения к проблеме в целом и к самому себе», – поясняет Благов.