Переориентировались на ближайших соседей
Развивающиеся рынки предоставляют захватывающие возможности для девелоперов торговой недвижимости. В США розничный рынок уже насыщен, и многие девелоперские компании спешат в соседнюю Мексику. Экономика там растет быстрее, а потребители почувствовали вкус к шопингу в крупных пригородных торговых центрахВ Мексике, население которой насчитывает около 110 млн человек, менее 1000 моллов и торговых центров. Для сравнения: в США их более 50 000 на 300 млн жителей. «Сегодня значительная часть инвестиций у нас ориентирована на Мексику, а не на США, – говорит Дэвид Херни, директор по инвестициям Kimco Realty. – В США сейчас ограниченные возможности для строительства [торговых площадей]».
Широкие возможности
Kimco Realty, один из крупнейших девелоперов торговых центров в США, начала работать в Мексике шесть лет назад. Сейчас у нее там 34 центра, тогда как в США – 809. Строительство еще 24 центров планируется или уже ведется; на них приходится 40% строительного бюджета компании, составляющего $2 млрд; в 2005 г. на мексиканские проекты приходилось 20% бюджета.
Kimco – не единственный американский девелопер, ищущий возможности для расширения бизнеса за пределами США. Владелец и оператор моллов General Growth Properties отложил запланированное обновление нескольких торговых центров в США из-за замедления экономики и снижения потребительских расходов, однако продолжает строить моллы в Бразилии и Турции, где рынки по-прежнему быстро растут, говорит генеральный директор Джон Баксбаум.
Оператор моллов класса люкс Taubman Centers, владеющий 24 центрами и открывающий не более одной торговой площадки в год, строит огромные моллы в Макао (Китай) и Сеуле (Южная Корея). Гендиректор Роберт Тобмен уже планирует открывать по два молла в год: по одному в США и Азии.
В США темпы роста бизнеса замедляются. По данным аналитической фирмы Property & Portfolio Research, в этом году девелоперы планируют завершить строительство 12,2 млн кв. м торговых площадей, а в 2009 г. – всего 7,6 млн кв. м. «Думаю, объемы строительства площадей под розничную торговлю в США в ближайшее десятилетие будут небольшими», – говорит Дэвид Саймон, гендиректор владельца моллов Simon Property Group.
В работе на новых рынках есть сходство с тем, как девелоперы действуют в США, но есть и отличия. В США Kimco в основном строит торговые центры, в которых размещается несколько крупных и мелких магазинов, каждый из которых имеет выход на общую автостоянку. В Мексике же большинство новых торговых центров – это небольшие моллы с кинотеатром с одного торца, магазином крупного ритейлера, например Wal-Mart de Mexico, с другого и ресторанным двориком и небольшими магазинами посередине. Кондиционеры в Мексике все еще остаются роскошью, поэтому торговые центры с их системой кондиционирования привлекают целые семьи, которые зачастую проводят там значительную часть дня – развлекаясь, прогуливаясь по магазинам, обедая в кафе. Площадь таких центров составляет 18 600–55 700 кв. м.
Но розничная торговля в Мексике – это по-прежнему в основном семейные магазинчики, бакалейные лавки и уличные разносчики. В общей сложности на каждого жителя приходится, по данным консалтинговой фирмы Green Street Advisors, 0,14 кв. м торговых площадей, а в США – 1,86 кв. м. «Гигантский разрыв в обеспеченности торговыми площадями создает широкие возможности для девелопмента» в Мексике, говорит Джим Салливан, аналитик Green Street.