Вкус к риску
Британец Крис Баннистер согласился стать во главе зарождающегося сотового оператора в Польше. За год число абонентов превысило 1 млн, что вдвое превосходит прогнозы менеджментаДо последнего времени польский рынок сотовой связи был поделен между тремя крупными операторами. Под руководством Криса Баннистера небольшой компании удалось потеснить старожилов и найти союзников. Четвертый сотовый оператор – P4, управляющий сетью Play, был создан как совместное предприятие компании Netia, второго по величине польского оператора фиксированной связи, и венчурного фонда Novator первого исландского миллиардера Тора Бьорголфссона.
На строительство сети мобильной связи акционеры выделили лишь 300 млн евро – «не самая большая сумма, с которой мне доводилось работать», признается Баннистер. Netia получила 30%, а Novator 70% акций. Первой задачей Баннистера было найти столь же агрессивного поставщика технологии. P4 остановилась на китайском производителе Huawei. «Когда вы рискуете, нужно найти партнера с таким же вкусом к риску. У Huawei был непомерный аппетит», – говорит Баннистер.
Следующей задачей было заставить подвинуться существующих операторов. Польскому управлению электросвязи (UKE) долго не удавалось стимулировать конкуренцию на рынке. Ситуация стала меняться к лучшему после того, как в 2006 г. президентом была назначена юрист Анна Стрежинска. Заручившись ее поддержкой, Баннистер смог сломить сопротивление операторов и заключить соглашение о роуминге с Polkomtel.
В Польше каждый оператор имеет сеть собственных салонов сотовой связи, и предложение Баннистера воспользоваться ими встретило ледяной прием. В последнюю минуту P4 заключила соглашение с зарегистрированной на Кипре компанией Tollerton, которой принадлежит сеть Germanos из 270 пунктов продаж телекоммуникационных услуг. В результате сделки Tollerton получила пакет акций P4. Год спустя Netia продала свою долю двум другим партнерам за 130 млн евро. Сейчас 75% акций P4 принадлежит Novator и 25% – Tollerton. В попытке отвоевать пространство на рынке P4 объединилась с другими европейскими мобильными аутсайдерами, и вместе они создали Mobile Challengers Group. P4 стремилась обойти старых операторов и стать первой европейской компанией мобильной связи, выполнившей распоряжение Европейской комиссии о сокращении платы за роуминг.
По прогнозам Баннистера, по итогам 2010 г. компания должна показать первую прибыль. Ближайшая цель – получить 2 млн клиентов. «Рынок насыщен, новых клиентов не так много», – говорит Томаш Кулисиевич, аналитик консалтинговой компании Audytel, который считает, что P4 может получить 5–8% рынка в течение ближайших двух лет. Что добавляет решительности Баннистеру: «Первый миллион клиентов у нас уже есть, осталось еще каких-то 36 миллионов!»