Экономическая интеграция: Возвращение России


В качестве главного экономического приоритета для России сегодня постулируется достижение высоких темпов экономического роста, и демонстрируемые нашей страной показатели, особенно в 2006–2007 гг., дают основания на это рассчитывать. Экономический рост в России останется высоким в течение следующих нескольких лет благодаря переходу развития страны от фрагментации к интеграции.

Феномен экономической интеграции прослеживается в возвращении в Россию капитала, трудовых ресурсов, реинкорпорации теневой экономики, а также во взаимодействии России и мировой экономики. На наш взгляд, феномен интеграции является одним из ключевых двигателей экономического роста после 1998 г., что в некоторой степени бросает вызов стереотипам о доминирующей роли высоких цен на нефть в посткризисном восстановлении российской экономики.

Микро- и макроинтеграция

Одним из объяснений резкого падения ВВП России в 1990-х гг. был процесс дезорганизации (автор этой теории – профессор американского университета MIT Оливье Бланшар), который характеризовался кумулятивной фрагментацией производственных связей между предприятиями. Производственные цепочки, включавшие множество предприятий, распадались, после того как самые жизнеспособные предприятия с наступлением экономической либерализации получили возможность выстраивать свои торговые связи на стороне. Благодаря такому эффекту фрагментации возникла экономическая система, прозванная виртуальной экономикой, которая характеризовалась неплатежами и бартером, что сдерживало экономический динамизм и разделение на победителей и проигравших.

После 1998 г. эти процессы уступили место экономической интеграции, которую отличало установление рыночных производственных связей между предприятиями. Процесс рыночной интеграции на микроуровне предприятий способствовал кумулятивному росту внутреннего спроса, который со временем стал главным локомотивом экономического роста.

Наряду с интеграционным эффектом на уровне отдельных компаний после долгих лет неистовства регионального протекционизма началась экономическая интеграция российских регионов. Построение единого экономического пространства в России за прошедшие 7–8 лет позволило экономике воспользоваться благотворными эффектами «создания торговли» (связанными с переориентацией торговых потоков на самые эффективные источники) и динамическими эффектами экономической интеграции (долгосрочные улучшения производительности и экономической эффективности). В результате снижения регионального протекционизма межрегиональная торговля сахаром и бензином (товарами, которые зачастую в прошлом подвергались протекционизму) в процентах от объемов российского производства с 1995 по 2006 г. выросла в 3–4 и более раза.

На макроуровне интеграционные процессы поддерживались реинтеграцией теневой экономики в официальный сектор, возвращением убежавшего капитала и трудовой миграцией.

Существенный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), наблюдаемый в России в течение нескольких последних лет, в значительной мере обусловлен возвращением в страну капитала российского происхождения, покинувшего ее в 1990-х гг. Доля иностранных инвестиций, приходящих в Россию из Кипра, с Виргинских островов, из Люксембурга (считается, что именно эти офшоры стали тихими гаванями для солидной части убежавшего российского капитала), иногда достигала 40%.

Еще одна тенденция, хотя и менее ярко выраженная, – возвращение человеческого капитала, покинувшего страну в 1990-е гг. Этот процесс особенно важен для улучшения роста и производительности труда в сфере услуг, главным образом в области информационных технологий и в финансовом секторе. Кроме того, на сегодняшний день Россия стала вторым по величине реципиентом трудовых мигрантов в мире, большинство из которых приезжают в Россию из стран СНГ, например Грузии, Таджикистана, Молдавии и т. д. Если и существуют процессы экономической интеграции между Россией и странами СНГ, то они происходят прежде всего на рынке труда.

Интеграция теневой экономики в официальный сектор еще далека от завершения, но процесс сильно продвинулся за последние 7–8 лет. Многие потери, связанные с распространением теневой экономики, объяснялись низкой налоговой дисциплиной из-за высокого налогового бремени. Снижение в 2001 г. ставки подоходного налога до плоской 13%-ной шкалы было одним из ключевых факторов в повышении собираемости налогов и снижении доли теневой экономики. По нашим оценкам, доля теневой экономики в ВВП России упала с 50% ВВП в середине 90-х гг. до 25% в последние несколько лет.

Наконец, в последние 3–4 года набрал темпы процесс интеграции России в мировую экономику, о чем свидетельствует рост торгового оборота и доли прямых иностранных инвестиций в российском ВВП. Тем не менее остается еще не реализованным значительный потенциал интеграции нашей страны в мировую экономику, в том числе за счет вступления нашей страны в ВТО (Россия – единственная из крупнейших экономик мира, не входящих в эту организацию) и ОЭСР.

Опыт и резервы

Среди стран BRIC наиболее значительным интеграционным потенциалом наделены Китай и Индия, что в немалой степени обусловлено самыми большими в мире диаспорами, являющимися источником капитала и человеческого капитала. Около 50% ПИИ в Китай предположительно имеет китайское происхождение. Более того, экономический рост Китая в прошлое десятилетие получил дополнительное развитие благодаря присоединению Гонконга и Макао. Китай предпринял активные шаги по интеграции в мировую экономику за счет формирования торговых и инвестиционных альянсов в быстрорастущем регионе Восточной Азии.

Еще более яркие примеры той роли, которую играет потенциал интеграции в мировую экономику, можно найти при исследовании ряда историй успешной модернизации и экономических чудес прошлого столетия. В различной мере этот феномен лежал в основе таких экономических чудес прошлого столетия, как Ирландия (бегство капитала и человеческого капитала обратилось вспять в 1980–1990-х гг.), Южная Корея, Китай и Япония (во всех этих случаях за разорением страны вследствие внутреннего или внешнего конфликта следовали успешные шаги по модернизации экономики). Тогда как ожидания относительно экономического потенциала той или иной страны зачастую формируются исходя из возможностей для роста, находящихся внутри государства, или из поддающейся наблюдению части ВВП, динамика ряда экономических чудес прошлого столетия имела основой скрытые резервы, будь то уменьшение доли теневой экономики или же доступ к финансовым и трудовым ресурсам из-за рубежа.

Помимо самого процесса интеграции российский потенциал экономического роста содержит еще ряд скрытых резервов, прежде всего увеличение разведанных запасов российских месторождений полезных ископаемых. В последние годы размер доказанных запасов нефти России несколько раз пересматривался в сторону увеличения. В середине 2007 г. ВР в статистическом обзоре мировой энергетики оценила запасы российских нефтяных месторождений в 79,5 млрд баррелей по сравнению с 69,1 млрд баррелей в 2004 г. и 45 млрд – в 2001 г. Российский потенциал в области полезных ископаемых оказывается еще более значительным, если принять в расчет пока не освоенные регионы Арктики и Восточной Сибири.

Исследование вклада экономической интеграции в экономическое развитие России приводит к ряду важных выводов. Во-первых, не следует преувеличивать роль высоких цен на нефть; многие страны – экспортеры нефти так и не смогли должным образом обратить в свою пользу резкий рост цен на энергоносители. То, что Россия избежала так называемого ресурсного проклятия, в немалой степени стало возможным благодаря созданию таких институтов, как стабилизационный фонд, появление которого, в свою очередь, стало возможно благодаря ответственной фискальной политике правительства. Второй вывод заключается в том, что у России есть значительные скрытые резервы для поддержания быстрого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Они связаны с возвращением капитала, рабочей силы и реинтеграцией теневой экономики, отделившейся от официального сектора в 1990-х гг.

Российская экономика еще далека от достижения границ своего производственного потенциала. И каковы бы ни были издержки на пути к его освоению посредством экономической интеграции (в том числе чрезмерное увлечение созданием госкорпораций и интегрированных холдингов для развития приоритетных секторов экономики), похоже, что российский интеграционный потенциал – один из самых значительных среди развивающихся рынков, включая страны BRIC. Вместе с тем следует помнить, что этот интеграционный потенциал может быть реализован только при условии реализации политики, нацеленной на поддержание макроэкономической стабильности и проведение структурных реформ.