Анатомия здания: Освободить интеллект
Сначала стресс (истощение нервной системы) просто мешает сосредоточиться. Развиваясь, он не дает работать с полной отдачей, препятствует карьерному росту. Человек вынужден или уходить в отпуск (если отпустят), или подыскивать другую работу. В конце концов для компаний это оборачивается большими убытками.Бедствие второй половины XX в. благополучно перекочевало в новое столетие. Среди причин стресса – неудачный офисный интерьер и неправильная организация рабочих мест. Поэтому в последнее десятилетие в развитых странах передовые фирмы стали уделять повышенное внимание внутренней планировке и обустройству помещений. Если раньше интерьер серьезных корпораций главным образом работал на престиж, то сейчас это еще и фактор здоровья как фирмы в целом, так и отдельных сотрудников.
Пинг-понг – не игрушки
Среди причин, вызывающих стресс у сотрудников офисов, специалисты называют и плохой дизайн помещений. Конечно, речь не идет о фирмах-«соковыжималках». И не о тех, где источник стресса – руководитель, всячески третирующий подчиненных и намеренно поддерживающий внутренние склоки, чтобы сотрудники не объединились против него. Понятно, что в таких крысятниках интерьер бессилен.
Английская организация British Council of Offices (www.bco.org.uk), изучающая вопросы, связанные с офисами, в своем отчете указывает, что продуманный дизайн повышает отдачу сотрудников почти на четверть и соответственно повышает прибыли компании. Напротив, неудачный дизайн и плохо подобранная мебель ухудшают самочувствие работников и не дают им работать с полной отдачей, указывает журнал Real Estate, Facilities and Project (RFР).
Как пишет RFP, важно, чтобы физическое окружение не провоцировало и не развивало стресс, а, напротив, снимало напряжение, не снижая работоспособности. Руководитель, видящий перспективу, обязательно обустроит офис с умом – не показушный для сторонних посетителей, а для своих сотрудников.
Офис, говорят специалисты, не должен быть шумным и битком забитым сотрудниками – это отвлекает и не дает сосредоточиться. Крайне нежелательны резкие, вызывающие цвета интерьера. Освещение должно быть достаточным и равномерным. Сотрудник вправе сам себе выбрать такую интенсивность освещения, которая на подсознательном уровне создает у человека хорошее настроение. Головная боль и беспокойство порой как раз и возникают из-за чрезмерной яркости света, бликов, тусклости, мигания ламп, неудачной цветовой гаммы и т. д. Освещение непосредственно влияет на работу печени, почек и регулирует выделение адреналина (частое выделение этого гормона разрушает нервную систему).
Некоторые фирмы обустраивают свободное помещение для общения или, например, устанавливают на свободных площадях столы настольного тенниса, чтобы люди могли снять нервное напряжение в перерывах (вместо перекуров и в обед).
В настоящее время, пишет RFР, компании уже не ограничиваются организацией буфета или кухни. Создаются площади/помещения эмоциональной разгрузки, специально предназначенные для общения между людьми. Дизайнер Майкл Лэм из фирмы Artlink Design Associates говорит, что комнаты эмоциональной разгрузки должны отличаться от остальных помещений: человек должен себя почувствовать на какое-то время «вне работы».
Дизайнеры стремятся создать в учреждениях особую обстановку: устанавливают растения, оформляют интерьер мягкой цветовой гаммой. По словам Майкла Лэма, некоторые клиенты, особенно банки, заказывают интерьер, отражающий броские цвета их бренда. Но Лэм советует более земные цвета (например, зеленый), как наименее вызывающие и отвлекающие. Вообще, различные оттенки зеленого, включая натуральные растения, рекомендуется чаще всего, поскольку зеленая энергетика благотворно действует на человека.
Дэвид Фолкнер, председатель оценочного комитета фирмы RICS по Гонконгу и региональный директор Colliers International, считает, что адекватное с точки зрения природоохранных требований здание с продуманным дизайном, позволяющее экономить энергию, легко управляемое и подходящее для тех, кто будет там работать, растет в цене. Если перечисленные факторы не соблюдены, то даже удачное географическое положение не поможет – стоимость здания понизится.
Исследования, проведенные Jones Lang LaSalle совместно с CoreNet Global в Юго-Восточной Азии, показали, что большинство арендаторов готовы платить больше за экологически дружелюбную недвижимость. Нанимателей стали больше беспокоить вопросы чистоты окружающей среды и энергосбережения. Поль Скрогги, директор Knight Frank, убежден, что в будущем здания класса А будут признаваться таковыми только в том случае, если они будут подходить клиентам по функциональному назначению и быть эргономичными.
Клетки убивают
Один из апологетов нового подхода к планировке и дизайну – американский архитектор и теоретик архитектуры Кристофер Александер. По его мнению, бытующая в США в последние годы концепция обустройства помещений пренебрегает человеком и его эмоциональным состоянием. Он категорически против безжизненности офисного пространства. Вместо простых перегородок, по его мнению, лучше обставлять большое помещение специальной мебелью. Если нет возможности разместить сотрудников по комнатам, то высокие и широкие шкафы, стеллажи с ящиками, полками, отсеками и т. п. могут, по его мнению, естественным образом отгораживать отдельные рабочие зоны.
Александер убежден, что сотрудники должны сами расставлять мебель и все прочее как им удобно, обустраивать свое рабочее пространство по своему вкусу. Это должна быть их территория, в которую начальник без надобности не должен вторгаться. В такое изолированное пространство каждый вправе внести что-то свое. Например, поставить аквариум и кормить рыбок – кому какое дело? Главное – чтобы работа не страдала.
В последние годы особенно много нареканий в адрес ограниченных перегородками (высотой 1,5–2 м) клетушек. Специалисты пришли к выводу, что замкнутое пространство таких клеток угнетает и разрушает мозг. Офисные «клетки» убивают инициативу и творчество, стимулируют неадекватное поведение, способствуют ожирению, развитию астмы и депрессии, утверждают специалисты. Особенно они пагубны для высокотехнологичных компаний и для творческих сотрудников любых компаний. Сейчас многие фирмы отказываются от таких планировок.
Напротив, места у окон, с естественным светом способствуют креативному мышлению. Совсем хорошо, если рядом есть естественная зелень. Благотворно действуют комнатные растения, фонтанчики, картины – все это восстанавливает нервную энергию.
Газета The Wall Street Journal подметила новую тенденцию, написав о том, что американские высокотехнологичные компании Intel, Hewlett-Packard, Cisco Systems и Sun Microsystems разрабатывают новые концепции рабочего пространства, отказываясь от помещений, напоминающих лабиринты из перегородок-клетушек, популярных в 80-е и 90-е гг. прошлого столетия.
Компания Cisco начала реконструкцию своих офисов в 2004 г. и утверждает, что в результате этого ей удалось снизить расходы на содержание помещений на 37% за счет увеличения трудоспособности персонала. А Intel, проведя внутреннее исследование, пришла к выводу, что у 50% сотрудников клетушки убивают творческое мышление. Исследования Intel также показали, что большинству людей хочется находиться в большом открытом помещении. В настоящее время в развитых странах более 70% офисных сотрудников работает в просторных открытых помещениях.
Перегородки тем более лишены смысла в компаниях, где сотрудники часто бывают в разъездах, на переговорах, конференциях или имеют возможность работать дома. В просторном помещении каждый может занять любое, удобное для него свободное место, например у окна. К тому же перенос ноутбука с одного стола (места на одном большом столе) на другой не представляет никакого труда.
Тело есть, душа отсутствует
Если в развитых странах создание гармоничного офиса, в котором работник видится как личность, становится приоритетом, без которого компания не может рассчитывать на успех в бизнесе, то Россия в этом отношении еще только в начале пути. «Западные компании, работающие в России, особенно американские, обращают большое внимание на эргономику, которая имеет непосредственное отношение к стрессу, – говорит Том Лукич, коммерческий директор компании «Офис Солюшнз». – К сожалению, за 12 лет работы в России я ни разу не слышал, чтобы хотя бы одна российская компания упомянула понятие «антистрессовый офис». Прибыль пока интересует всех больше, чем самочувствие сотрудников».
Степень антистрессовости офиса зависит от уровня развития бизнеса, сферы деятельности компании, ряда других факторов. «В Финляндии первым подписывает ведомость на покупку офисной мебели врач, – приводит пример Сергей Дудкин, гендиректор московского офиса компании Nayada. – Во многих иностранных компаниях решение по подбору и расстановке мебели, организации рабочих мест и т. п. принимает менеджер по персоналу. Мы столкнулись с таким подходом, работая с компаниями Kone, Otis и рядом других».
Впрочем, Дудкин настроен оптимистично: «5–7 лет назад работодателя не слишком заботила мысль о создании комфортных условий труда для сотрудников, сейчас ситуация изменилась. Дефицит квалифицированных кадров и растущие требования к персоналу заставляют многие компании самостоятельно заниматься подготовкой работников должного уровня. В таких условиях работодатели стремятся удержать человека в компании и повысить эффективность его работы. Понятия «прибыль» и «комфортные условия» уже не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга».
«Впрочем, – продолжает эксперт, – и в российских компаниях начинают задумываться об антистрессовых факторах и заниматься вопросами акустики. В десятки раз повысилась продажа звукопоглощающих панелей и покрытий, снижающих уровень шума. Технические задания по звукоизоляции и шумопоглощению мы встречаем чуть ли не в каждом втором офисе. Акустические компании не справляются с заказами – настолько сейчас востребована их продукция. Также в разы увеличилось озеленение офисов. Архитекторы все больше внимания уделяют сбалансированным цветовым решениям, степени освещенности помещений. В условиях долгой московской зимы одни из самых важных антистрессовых факторов – проникновение дневного света и правильное обеспечение помещений искусственным освещением».
Похожее мнение и у Таисии Капридовой, менеджера архитектурного бюро «Сретенка»: «Многие компании, которые строят долгосрочные планы, думают и о самочувствии сотрудников. Конечно, они подсчитывают расходы, связанные с этим вопросом. «Антистрессовый» совсем не означает «роскошный». Подход к обустройству офиса – это задача не столько хозяйственного отдела, сколько руководства компании, определяющего основные задачи ее текущей деятельности и развития».
Синонимы понятия «стрессовый офис», по ее мнению, – безликий, однообразный. «Самый большой стресс люди испытывают не от количества и напряженности своей работы, а от ее механического однообразия», – говорит Капридова.
В то же время она признает бытующее формальное отношение к людям: «Некоторые примеры из практики говорят о прямо противоположном подходе. Заказчик видит перед собой только одну цель – разместить на заданной территории определенное количество рабочих мест и хозяйственных помещений. Работодатель, решая вопросы проектирования и дизайна помещения, обращается в компанию, поставляющую офисную мебель. В результате получается планировка, справедливо называемая «нарезкой», – тело офиса есть, а душа отсутствует».
Цели и средства
Ирина Артемова, замдиректора департамента офисной недвижимости компании Knight Frank, обращает внимание на тот факт, что в современных условиях внутреннее пространство офиса в первую очередь заботит арендатора, а не девелопера. Как правило, офисное помещение передается компании без отделки. Главное, что хочет получить арендатор, – хорошее место, удобное с точки зрения транспортной доступности. Для представительских офисов чаще всего выдвигается такое требование, как красивый вид из окна. И, конечно, здание должно быть оснащено современными инженерными системами.
«В ситуации дефицита площадей и высокой стоимости аренды на московском рынке далеко не каждый работодатель задумывается о психологическом состоянии сотрудников, – продолжает Артемова. – Если офис компании претендует на роль антистрессового помещения, он должен соответствовать ряду параметров. Например, 10 кв. м офисного пространства на одного человека». «Западные компании, арендующие офисы в московских бизнес-центрах, стараются учесть этот показатель. Российские компании этому вопросу пока еще не уделяют должного внимания», – признает Артемова.
Наталья Ветлугина, руководитель аналитической службы компании «Новый город», делит всю проблему на несколько составных частей. «Существует несколько разных целей, которые работодатель может преследовать. Антистрессовый подход может быть важен для самого работодателя. Самым острым вопросом является даже не обстановка в офисе, а сколько времени он туда добирается. Поэтому часто владелец фирмы, если он живет за городом, устраивает бэк-офис, максимально приближенный к месту его жительства. Потому что иначе всем будет нехорошо, когда шеф доедет-таки до офиса», – описывает она первый аспект проблемы.
«Второй аспект, – продолжает эксперт, – антистрессовая обстановка для клиента. Ни для кого не секрет, что для благоприятного ведения переговоров в качестве психологического приема в помещении создается соответствующая атмосфера. Если переговорная выходит на шумную улицу, если в ней чересчур яркие цвета или, напротив, очень блеклые и т. п., то вероятность того, что переговоры закончатся неуспехом, увеличивается. Поэтому при обустройстве офиса не надо забывать и об этой цели».
Что касается создания антистрессовых условий для рядовых сотрудников, то, по мнению Натальи Ветлугиной, этот вопрос лежит на совести работодателя и зависит от его возможностей. «Это довольно сложный вопрос, потому что люди все-таки приходят на работу работать, а не отдыхать. Есть несколько принципиальных условий для нормального функционирования офиса. Первое – вентиляция и освещение. И то и другое должно быть достаточным. Второе – функциональность, правильная и удобная организация рабочего места. Во многих компаниях очень экономят на площадях, в результате люди буквально сидят друг у друга на головах», – говорит она.
Что в идеале
По словам Ирины Артемовой, в настоящее время для создания антистрессового эффекта компании используют панорамное остекление, чтобы в помещениях было много воздуха и света. Кроме того, применяются качественная отделка, удобные планировка и мебель и т. п. Конечно, самый удачный вариант, по ее мнению, – это собственный особняк с высокими потолками, изолированными помещениями и огороженной территорией с деревьями и кустарником. Но такое могут себе позволить только преуспевающие компании, главным образом из сферы финансовых или консалтинговых услуг, а также крупные сырьевые корпорации.
«Мне нравится офис компании Ecco на ул. Довженко. У них собственный особняк с продуманной планировкой, огромной прилегающей зеленой территорией и большой удобной парковкой. Все это производит благоприятное впечатление и создает комфортные условия для сотрудников компании и посетителей офиса», – говорит Артемова.
«Хорошая акустика, правильное освещение с максимальным использованием дневного света, хорошая вентиляция, сбалансированный обогрев помещения, эргономичная расстановка рабочих мест, эстетичный дизайн, – описывает составляющие антистрессового офиса Сергей Дудкин. – В офисе должны быть созданы максимально комфортные условия труда. С этой целью каждое рабочее место проектируются с учетом работы, для которой оно предназначено: насколько оно должно/может быть изолированно с точки зрения шума, света
и посторонних взглядов, где должны стоять компьютеры, факсы, принтеры, где лежать папки с документами и т. п.».
По его убеждению, несмотря на страшную дороговизну площадей в Москве, гуманный офис невозможен без комнат для кофе-брейков, зон неформального и рабочего общения сотрудников. Иными словами, в офисе должно быть не только удобно работать, но и просто приятно находиться. Что-то интересное должно быть в дизайне, чтобы сотрудник гордился им, хотел кому-то показать.
«Пример реализации антистрессового офиса в идеальном виде в России пока назвать сложно, – говорит Дудкин. –Тем не менее, вероятно, уже в следующем году он появится. По крайней мере об этом заявил Всемирный фонд природы (WWF), членом клуба которого является Nayada. WWF планирует превратить здание, в котором сейчас размещается фонд, в первый экодом в Москве. В процессе реконструкции предполагается использовать прогрессивные энергоэффективные и экологически чистые технологии и передовые инженерно-строительные решения, что позволит экономить тепловую и электрическую энергию, максимально увеличить использование дневного света, снизить потребление воды и т. д.».
Том Лукич считает, что в идеале офисное здание должно находиться на зеленой, экологически чистой территории с парком поблизости. «К сожалению, суровая действительность в большинстве случаев не оставляет выбора, и мы садимся в районах, перегруженных людьми и машинами. Что касается планировки, мебели, расположения помещений, художественного оформления и эстетики, то на эти факторы мы можем и должны влиять. Большую часть своего времени мы проводим в офисе и поэтому просто обязаны сделать обстановку вокруг удобной и уютной. Это самый верный путь не встретиться со стрессом на рабочем месте. Однако иногда реальность расходится с идеалом из-за желания заказчика удешевить проект», – замечает Лукич.
По мнению Таисии Капридовой, главное – чтобы все аспекты планировки и оформления были связаны с общим корпоративным стилем компании, вытекающим из ее философии и стратегии. «Это офис, в котором удается передать ощущение пространства и впечатление единого, слаженно работающего организма: продуманы места отдыха и неформального общения сотрудников, коммуникации между отделами и службами, все способствует положительному восприятию имиджа компании заказчиками, эффективному взаимодействию ее сотрудников, их высокой работоспособности и хорошему настроению», – описывает она эту мечту.
Задачи и цены
Гармоничный офис требует затрат, и каждая фирма сама решает, что лучше – превращаться в проходной двор из-за текучести кадров или, если у нее есть перспектива роста, все-таки начинать инвестировать в собственное обустройство.
По утверждению Сергея Дудкина, стоимость отделки офиса зависит от используемых материалов, от того, есть ли в здании центральная вентиляция и кондиционирование, от степени популярности дизайнера или архитектора, занимающегося интерьером, и т. п. Стартовая цена оформления приличного офиса колеблется от $500–600 за 1 кв. м.
«Верхний предел, – продолжает эксперт, – ограничен фантазией заказчика. Средний диапазон – от $500 до $2000–3000 за 1 кв. м. Создание антистрессового офиса незначительно увеличивает стоимость всего проекта. Другое дело, что подобный офис возможен только в высококлассном здании. Стартовая цена оформления гармоничного офиса в таком месте – $600–800 за 1 кв. м».
Таисия Капридова назвала следующие расценки: архитектурно-дизайнерское проектирование – 1500–1800 руб. за 1 кв. м, проектирование инженерных систем – 300–500 руб. за 1 кв. м, реализация проекта (отделочные работы, прокладка инженерных систем, черновые и чистовые отделочные материалы) – от 14 000 руб. за 1 кв. м, мебель – от 3000 руб. за 1 кв. м. Такой уровень затрат, по ее мнению, – необходимое условие обустройства антистрессового офиса.
«Те работодатели, – резюмирует Том Лукич, – которым важно самочувствие сотрудников и которые сталкивались с этой проблемой, готовы выделять на оформление офиса суммы, превышающие общепринятые, стараясь не экономить за счет здоровья людей. Мне, к примеру, знакома фирма, где под фитнес-зону выделено больше половины арендуемой площади помещения. Не выходя из офиса, сотрудник может заняться спортом, чтобы держать себя в хорошей физической форме».