Отец-основатель

У основателя холдинга «Вимм-билль-данн» Сергея Пластинина трое детей, которых он после развода навещает по вторникам. В один из таких дней, уложив спать младших, Пластинин рассказал «Ведомостям», как стал предпринимателем, заработал состояние на соках и молоке и придумал продавать одежду для девочек под именем своей дочери

Для ужина с «Ведомостями» был выбран японский ресторан «Сейджи» неподалеку от Фрунзенской набережной. «В октябре прошлого года побывал в Японии, там понял и оценил, что такое настоящая японская кухня», – пояснил Пластинин. А «Сейджи», названный по прозвищу открывшего ресторан токийского шеф-повара, – одно из немногих мест в Москве, где японская кухня подлинная и вдобавок вкусная, утверждает бизнесмен.

В Японию он ездил по делу: в следующем году там планируется открытие отделения сети магазинов одежды Kira Plastinina, названной в честь старшей дочери бизнесмена. По официальной версии, Кира, которой сейчас 15 лет, сама разрабатывает модели одежды для девушек. Первый магазин сети Kira Plastinina открылся в столичном ТЦ «Европейский» прошлой весной. Сейчас в России порядка 40 магазинов под таким брендом, а в апреле должен появиться первый магазин Kira Plastinina в Нью-Йорке. Следующий шаг – торговые точки в самых модных местах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.

«Мы подумали, что если сделаем наш бренд успешным в США, то фактически сделаем его успешным и по меньшей мере известным во всем мире», – воодушевленно говорит предприниматель. Судя по тому, что консультантом российской сети в США выступает бывший СЕО Bloomingdale’s Марвин Трауб, к продвижению своей фамилии на мировой арене Пластинин подошел не шутя.

«Книга о жизни, об армии»

Он родился и вырос в маленьком северном поселке. «Вокруг был лес, ближайший город Архангельск – в 100 км. Мой отец был учителем в школе и при этом профессиональным охотником. Перед тем как идти на работу, вставал в пять утра, охотился... В 1970–1980-е в магазинах ведь был дефицит», – рассказывает Пластинин, принимаясь за ассорти из испанского, итальянского, индийского и эквадорского тунца. Отец и Сергея брал с собой на охоту и рыбалку, только будущему основателю «Вимм-билль-данн» все это было не по душе. Учебу в ленинградской 45-й школе-интернате с физико-математическим уклоном, куда Пластинин поступил после поселковой восьмилетки, он вспоминает с куда большим удовольствием, хотя там и приходилось жить в общежитии по 14 человек в комнате: «Хорошая была школа, до сих пор с однокашниками встречаемся».

После интерната Пластинин поступил в Институт электронной техники в подмосковном Зеленограде. А в 1987 г. загремел в армию – его вуз попал в число тех, откуда в тот год призывали студентов. Со службой, в отличие от многих товарищей по несчастью, ему повезло: полгода учился английскому языку в радиоразведке, а потом объездил всю Венгрию с фотоаппаратом в качестве корреспондента газеты для офицеров Южной группы войск «Советский воин». «Я даже начал какие-то рассказы писать, а потом книгу – о жизни, об армии. Написал страниц 200, но после армии больше уже не писал ничего», – сожалеет Пластинин.

В 1991 г., спустя год после возвращения в вуз, Пластинин бросил учебу и вместе с другом Михаилом Дубининым, с которым жил по соседству в Зеленограде, занялся бизнесом. Первая их фирма – ТОО «Центр» – занималась оптовыми продажами мебели и бытовой химии. А в 1992 г. друзья дозрели до того, чтобы заняться производством, можно даже сказать, не без участия Киры Пластининой: «Летом, когда родилась Кира, я вечером после работы решил купить сок для ее мамы. Но сока не оказалось, и пришлось купить концентрат – продавец посоветовала. Я разбавил его водой, получилось довольно вкусно и недорого. И на следующий день мы с Мишей Дубининым решили попробовать заняться производством таких напитков». Они взяли кредит в Сбербанке на $50 000, арендовали линию на Лианозовском молочном комбинате, который тогда простаивал, и в день рождения Сергея Пластинина (ему исполнилось 24) произвели первый пакет напитка под названием «Вимм-билль-данн».

Пластинин со смехом опровергает легенду о том, что название его компании возникло после того, как кто-то из партнеров спьяну пытался выговорить название теннисного турнира «Уимблдон». По его версии, как-то они с Дубининым шли по улице, перебрасываясь словами, – и кто-то играючи произнес эту абракадабру: «Так и решили назвать свою компанию. Прямо на обочине прутом написали через черточки». Позднее их приятель – дизайнер Андрей Сечин придумал образ ушастого зверька, который до сих пор является символом компании.

Партнеры Пластинина

Спустя год Пластинин и Дубинин познакомились с выходцами из Грузии Гавриилом Юшваевым и Давидом Якобашвили, которые вошли в число акционеров ВБД. Юшваев был на 15 лет старше своих молодых партнеров, а в начале 1980-х был осужден на девять лет за разбой. Какими судьбами их свело вместе в одном проекте? «Я уже не помню, как это произошло, – кто-то познакомил. И мы решили развивать компанию вместе», – лаконичен Пластинин. По его словам, все партнеры в ВБД с самого начала были равноправными, как и сейчас: «У нас и помимо ВБД есть совместные проекты – в недвижимости [проект строительства офисных зданий и апартаментов на территории «Москва-Сити», на месте мелькомбината № 1], в ряде других [Пластинин участвует в проекте Давида Якобашвили по производству биотехнологий и производству противогазов]».

В 2002 г. «Вимм-билль-данн» триумфально провел IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Как следовало из проспекта эмиссии, основными акционерами компании после размещения были Юшваев (19,52%) и Пластинин с Дубининым (им принадлежало по 12,63%). С тех пор доля Пластинина в ОАО «Вимм-билль-данн продукты питания» сократилась до 7,5% – он понемногу продавал акции, чтобы иметь средства на развитие других проектов. Вчера аналогичный пакет акций стоил на NYSE $333,75 млн (исходя из капитализации компании в $4,45 млрд).

Одним из таких проектов и стала сеть Kira Plastinina. Одежным ритейлом Пластинин занялся еще в 2006 г., когда покинул пост председателя совета директоров ВБД и приобрел компанию «АБМ холдинг» (ей принадлежали дисконтные магазины «Модный базар» и Fresco). А год спустя, накануне 14-летия дочери, «Татьяна, ее мама, показала мне Кирины рисунки и спросила: может, в будущем ребенку стоит уготовить карьеру дизайнера?» – делится воспоминаниями предприниматель. «И тут мне пришла в голову идея дать этому таланту своевременную и грамотную поддержку. Она же с шести лет одевала своих кукол, хорошо рисовала, но ни я, ни ее мама никогда не придавали значения ее способностям, не нанимали преподавателей. Я сам себе удивляюсь: как можно было столько времени не обращать на это внимания?» – продолжает Пластинин.

Пластинин рад, что его бизнес-интересы совпали со склонностями дочери. «Рынок одежды в России сейчас сильно напоминает ситуацию 15-летней давности в пищевой и молочной индустрии, когда не было национального производителя брендированных товаров», – объясняет он свой интерес к новой отрасли.

В одежный бизнес он решил вложить $100 млн. Из них $35 млн израсходовано на проект Kira Plastinina. Деньги пошли на открытие магазинов в России, их маркетинговую кампанию, создание представительства в Китае, где размещаются заказы на пошив одежды. На продвижение в США, по оценке предпринимателя, придется потратить примерно такую же сумму – затраты на наружную рекламу и промоушн там как минимум вдвое выше, чем в России. К концу года в Америке должно быть открыто от 15 до 20 магазинов.

«Бизнес небольшой, но есть перспективы»

К международному продвижению компании имени своей дочери Пластинин подготовился основательно. Прошлой осенью американская светская львица Пэрис Хилтон посетила один из московских магазинов сети, позировала перед фотографами вместе с Кирой и рекламировала ее одежду в интервью глянцевым журналам. Бульварная пресса сообщала, что приглашение Хилтон обошлось в $2 млн. Каков был гонорар на самом деле, Пластинин так и не сказал, уклончиво заметив: «Это один из самых ярких информационных эпизодов в нашей деятельности в первый год жизни проекта. Было много публикаций в мировой прессе. А Пэрис, безусловно, девушка талантливая».

В феврале прошлого года Пластинин числился гендиректором ООО «КП стиль» («Кира Пластинина стиль»), на 100% принадлежащего кипрской Taly Enterprises Limited. Сейчас от оперативного управления он отошел, передав свой пост Максиму Бырдину, руководителю Лианозовского молочного комбината ВБД. «В целом я доволен результатами, – говорит он, принимаясь за только что подоспевшую жареную дораду. – Бизнес по сравнению с «Вимм-билль-данн» небольшой, но у него есть перспективы. По плану в конце 2008 г. наши российские магазины должны выйти на точку безубыточности, а с начала 2009 г. начнут приносить прибыль. Пока все идет к тому, что этот план будет выполнен». Больше, чем финансовые показатели, его вдохновляет маркетинговая составляющая проекта Kira Plastinina: «Мы увидели, что эта концепция может быть успешной не только в России, но и во всем мире. У нас своего рода уникальное торговое предложение – самый молодой дизайнер в мире моды. Сама по себе одежда получается неплохая, молодежь ее покупает. Да и потом с самого начала, войдя в рынок одежды, я хотел сделать большую компанию, национального игрока, и в 2010 г. сделать ее публичной, вывести на биржу. Эти планы не изменились».

Для самой Киры Пластининой, по словам ее отца, этот проект тоже не блажь и не хобби: «Она очень серьезно относится к своей работе над коллекциями одежды. В Великобритании есть популярная дизайнерская школа St. Martin’s College, и Киркина мечта – поступить туда учиться». Сейчас она получает в компании отца зарплату как ведущий дизайнер проекта. Деньги тратит по своему усмотрению: в основном покупает книги и журналы, посвященные моде и фэшн-бизнесу. Будучи несовершеннолетней, она работает на четверть ставки согласно трудовому законодательству, уточняет Пластинин.

В разговоре Пластинин держится непринужденно и весело, о своих приключениях рассказывает с такими интонациями, как будто читает вслух «Вредные советы» Григория Остера. За время ужина он успел рассказать и о специфике разведения коров в Новой Зеландии, и про путешествие по Египту на верблюдах, и про своего умершего от эпилепсии золотистого ретривера, и про златозубую секретаршу в газете «Советский воин»... Единственный вопрос, который его смутил, – насчет доли или опциона для Киры в проекте: помолчав, предприниматель сказал, что не хочет это комментировать. «Но мне, конечно, как и любому родителю, хочется, чтобы Кира в будущем продолжила заниматься проектом. Это все для нее», – добавил он.

Привлекательная цель

Пластинин хочет стать ведущим игроком рынка одежды к 2010 г. По оценке Step by Step, к этому времени рынок вырастет с $30 млрд до $45 млрд.