Капитал: Рынок отступает
Правительство США отказалось от принципов, которых придерживалось полвека, чтобы спасти от краха американский финансовый капитализм. Последние действия государства (пока) не достигли уровня, зафиксированного при Франклине Рузвельте, но что-то важное уже произошло. Причем произошло без голосования в конгрессе. Минфин не получал никаких новых законных полномочий, но миллиарды долларов налогоплательщиков уже оказались в зоне риска. Республиканская администрация, не желающая войти в историю как реинкарнация администрации Герберта Гувера, при котором началась депрессия, показала, что больше не верит в способность рынка самостоятельно выпутаться из неприятностей. «Правительство последней инстанции работает с кредитором последней инстанции, чтобы укрепить сферу недвижимости и кредитные рынки и избежать Великой депрессии II», – написал недавно экономист Эд Йардени.
ФРС и минфин вынудили продать Bear Stearns, пятый по величине инвестиционный банк США, банку J.P. Morgan Chase по цене настолько низкой, что из-за недовольства акционеров J.P. Morgan повысил предложение. Чтобы склонить J.P. Morgan к сделке, ФРС согласилась принять на себя вероятные потери или прибыли от бумаг на $29 млрд, находящихся в портфеле Bear Stearns. Инвесткомпании с Уолл-стрит впервые смогли напрямую заимствовать у ФРС. Раньше это дозволялось только крупным банкам, работающим с депозитами граждан и защищенным особым регулированием. В каждый из трех дней новой эпохи инвестфирмы брали у ФРС взаймы по $33,3 млрд в день. Какими бы крупными ни были ошибки, уже совершенные властями, мы узнаем о них значительно позже. Пока ясно только то, что вирус, заразивший рынки жилья и ипотеки, слишком опасен. В годы Великой депрессии ситуцию усугубили неверные действия правительства. Бен Бернанке, посвятивший много лет изучению тогдашнего кризиса, стремится сделать все, чтобы не повторять ошибок.
Получается ли хоть что-то? Один из существенных показателей – разрыв между процентными ставками по ипотеке и доходностью по казначейским облигациям. Недавний аукцион по обмену казначейских облигаций на ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, был как раз направлен на повышение спроса на эти бумаги и снижение ставок по ипотеке. Разрыв остается огромным, но слегка сузился – с 2,92% в начале марта до 2,22% два дня назад. Нормальный спрэд – 1,5%. Достаточно ли этого? Скорее всего, нет. Следующий шаг, если он понадобится, потребует уже открытого вливания денег налогоплательщиков.
Цель всех действий ФРС и правительства – прервать порочный круг, когда падающие цены на дома заставляют банки придерживать деньги, что бьет по экономике и тянет вниз цены на другие активы. Так что следующий ход, как бы он ни выглядел, будет нужен для того, чтобы подложить подушку под падающие цены. Это необходимо, чтобы простые американцы снова захотели покупать дома, а банкиры – начать одалживать им деньги.