Барьеры для роста: Умеренный оптимизм


В декабре 2007 г. лаборатория конъюнктурных опросов ИЭПП провела опрос руководителей российских промышленных предприятий, целью которого было выявить динамику существующих препятствий для их успешного экономического развития. В целом, если объединить в одну группу ответы об улучшении и сильном улучшении ситуации, а в другую группу – о ее ухудшении, то можно увидеть, что российские промышленники не удовлетворены происшедшими за последние 6–7 лет изменениями качества хозяйственной среды. Только для двух из 13 компонент, характеризующих качество хозяйственной среды, было отмечено улучшение ситуации (доступ к финансовым ресурсам и трудовое законодательство), тогда как для остальных – ухудшение.

Наиболее серьезным препятствием для развития всех групп промышленных предприятий в настоящий момент является нехватка трудовых ресурсов: 50,4% ответивших указали на ухудшение ситуации в данной сфере и только 8% – на ее улучшение. Следующее по значимости ограничение – энергоснабжение (49,3% ответов об ухудшении при 12% – об улучшении ситуации). Третий по важности тип ограничений – неконкурентное поведение других предприятий (25,6% ответов об ухудшении положения и 4,4% – об улучшении).

Все группы предприятий вне зависимости от формы собственности, размера или отраслевой принадлежности указывают на особую важность этих трех ограничений для роста. При этом предприятия обрабатывающей промышленности гораздо более чувствительны к неконкурентному поведению на рынке (баланс ответов составляет -25,1 п. п.) по сравнению с предприятиями добывающей промышленности (баланс – 0,0 п. п.).

Проверки налоговых органов занимают четвертое место среди препятствий для развития (-15,3 п. п.). То, что налоговая администрация получила более негативные оценки, чем другие части регуляционной системы (суды и таможня), не должно удивлять. Дело в том, что с этой государственной структурой регулярно сталкиваются все предприятия. «Антиналоговое смещение» характерно для большинства подобных опросов во всем мире. Более того, в результатах опроса Всемирного банка BEEPS, проведенного в 2005 г., отмечалось, что российские предприятия в среднем значительно реже, чем предприятия в других странах с переходной экономикой, жалуются на качество налоговой администрации и уровень налоговых ставок.

Экономика не для маленьких

Масштабы ухудшений по другим компонентам хозяйственной среды менее значительны с точки зрения руководителей предприятий. Однако в некоторых случаях оценки различных групп предприятий существенно разнятся. Так, ситуация с транспортом в целом была оценена как незначительно ухудшающаяся (-3 п. п.). Однако для малых предприятий (с числом занятых не более 100 человек) уровень доступности транспортной инфраструктуры является серьезным ограничением (-29,3 п. п.). Испытывают проблемы в этой сфере и предприятия добывающих отраслей (-19,2 п. п.).

При умеренно негативной в целом оценке изменений в деятельности судебной системы (-6,2 п. п.) ухудшение в данной сфере чаще отмечается руководством предприятий обрабатывающих отраслей (-7,8 п. п.), и особенно руководством малых предприятий (-20,5 п. п.). Этот результат согласуется с результатами исследования коррупции, проведенного ранее Всемирным и Европейским банками, в котором отмечалось обострение, по мнению бизнеса, проблемы коррупционности судебных органов между 2002 и 2005 гг.

В целом от предприятий получено на 21 п. п. больше ответов об улучшении доступа к финансовым ресурсам и стоимости их привлечения, чем об ухудшении. Но такая оценка характерна лишь для крупных и средних предприятий. Для малых предприятий такого улучшения пока не наблюдается (-7,9 п. п.). Облегчение доступа к внешнему финансированию было более заметным для предприятий добывающих отраслей (+57,7 п. п.), чем обрабатывающих (+22,4 п. п.).

Экономика неравенства

Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы. Для действующих крупных предприятий состояние институциональной среды (административные барьеры) не является критическим фактором. Те, кто сумел выжить до сегодняшнего дня на российском рынке, так или иначе научились справляться с административными барьерами. Регуляционные препятствия заметны, они – повседневная головная боль директоров, но для этих проблем имеются отработанные (хотя и затратные) решения, и они не выступают главным ограничением для роста производства в настоящий момент.

Те же административные барьеры оказываются запретительно высокими для новых и малых предприятий. Поэтому так мало примеров входа на рынок новых предприятий и столь низок уровень конкуренции. В этом смысле результаты опроса, как представляется, занижают уровень проблем, связанных с административными барьерами. Это подтверждает и сравнение данных, полученных ИЭПП, с результатами уже упоминавшихся опросов, проведенных Всемирным банком в 1999, 2002 и 2005 гг. и специально посвященных мониторингу деловой среды (BEEPS). В них негативная роль административных барьеров выглядела гораздо более существенной. Различие результатов скорее всего связано с различиями в выборках. В опросе BEEPS участвовало гораздо больше малых предприятий (только 34% имели численность персонала свыше 50 человек), тогда как выборка ИЭПП смещена в сторону крупных (93% предприятий выборки). Кроме того, все 673 предприятия из опроса ИЭПП промышленные, в то время как из 599 предприятий, принимавших участие в опросе BEEPS в 2005 г., только 40% относились к промышленности, т. е. структура выборки BEEPS приближена к структуре ВВП России. Более высокий уровень неудовлетворенности состоянием регуляционной системы, выявленный BEEPS, отчасти связан с повышенной долей малых предприятий, для которых эти проблемы более актуальны.

Хозяйственная среда менее благоприятна не только для малых и новых предприятий, но и для предприятий обрабатывающей промышленности, что согласуется с низкими темпами диверсификации российской экономики. На добывающих предприятиях и норма, и масса прибыли в среднем заметно выше, а потому и затраты на преодоление административных барьеров оказываются для них менее чувствительными. Та же причина создает неравенство условий для двух групп предприятий в доступе к финансовым ресурсам.

Экономика оптимистов

Характер проблем для средних и крупных предприятий за последние 2–3 года заметно изменился. Основными препятствиями для роста теперь оказываются относительно новые ограничения, к которым их плохо подготовил опыт предшествующего десятилетия, – по энергетическим и трудовым ресурсам, транспортной инфраструктуре. В вышеупомянутом исследовании BEEPS эти сферы назывались проблемными не более чем в 15% случаев, т. е., по сути, не являлись существенным препятствием для развития в 2002 и 2005 гг. К концу 2007 г. ситуация изменилась. Предприятия сталкиваются с серьезными «физическими» ограничениями для роста, и эти проблемы им трудно решить привычными методами («договориться» с чиновником). Необходимо создавать привлекательные условия труда, инвестировать в энергетику и т. д.

Резкое изменение в сравнительной важности административных/регуляционных и общеэкономических условий еще раз подтверждает, что этап восстановительного роста в российской экономике закончился. Предприятия не могут больше жить за счет старых запасов – имевшихся резервов энергетических мощностей и квалифицированной рабочей силы. Возможно, это временное явление. Довольно быстро предприятия привыкнут к новой ситуации и вновь начнут сильнее жаловаться на состояние хозяйственной среды и уровень административных барьеров, которые никуда не исчезли, но лишь стали менее заметны на фоне новых проблем.

Улучшение доступа предприятий к внешнему финансированию – важнейшее положительное изменение (еще в 2005 г. опросы не фиксировали столь заметного изменения к лучшему). Вероятно, именно это обстоятельство (наряду с фактором значительного роста спроса) способствует относительно высокому, несмотря на неудовлетворенность качеством хозяйственной среды, уровню экономического оптимизма руководителей предприятий. Примерно четверть из ответивших на соответствующий вопрос анкеты ожидают роста производства в ближайшем будущем, половина считает, что выпуск сохранится на сегодняшнем уровне, и еще одна четверть ожидает сокращения. Вместе с тем накапливающиеся проблемы скорее всего окажутся серьезными ограничителями для роста экономики в будущем. Прежде всего это касается искажающих условия конкуренции проблем неравенства условий для новых и старых предприятий, для предприятий малого бизнеса по сравнению с крупным и обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими.