Губернатор сделал выбор
Не достроив технопарк в Сорокиных Хуторах, власти Самарской области принялись форсировать аналогичный проект в Тольятти.ОАО «Тольяттинский технопарк» зарегистрировано в начале марта (уставный капитал – 100 млн руб., по 25% акций принадлежит облправительству, «АвтоВАЗу», мэрии Тольятти и Новикомбанку). Проект подразумевает строительство к северо-востоку от «АвтоВАЗа» промкомплекса, площади которого будут отдаваться в аренду производителям комплектующих. Основная часть площадей будет отдана под парк поставщиков высокотехнологичных автокомпонентов (ППВА), говорит руководитель проекта ППВА Александр Виноградов. ППВА – производственно-логистический комплекс, на котором будут работать производства автокомпонентов для автомобилей «АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ», Renault и других производителей, работающих в России, там же будут логистические и сервисные компании, рассказывает Виноградов. По его словам, вместе с дорожной инфраструктурой парк разместится на 400 га в районе Обводного, Хрящевского и Санчелеевского шоссе. Этот участок принадлежит Ставропольскому району. «Сейчас мы ведем переговоры о выкупе этих земель или обмене на другие участки», – сказал первый заместитель мэра Тольятти Александр Курылин. Кроме того, под технопарк выделен участок в 40 га южнее «АвтоВАЗа», который находится в муниципальной собственности, сообщил он. Участок передан в аренду на три года, затем будет заключен договор долгосрочной аренды (на 49 лет) или «АвтоВАЗ» его выкупит. По данным областного правительства, общие инвестиции в проект технопарка составят около 8–10 млрд руб. из средств областного, федерального бюджетов (50%) и средств инвесторов (50%).
В Самаре. 10,037
миллиарда рублей – общая стоимость проекта самарского технопарка. Из них 1,388 млрд руб. – средства областного бюджета, 8,649 млрд руб. – частные инвестиции.
ОАО «Технопарк»
занимается научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук. По данным СПАРК, на 1 января 2008 г. совладельцы – Департамент имущества Самарской области (51%), СГАУ (30%), Самарский государственный медицинский университет (19%). Выручка по итогам 2006 г. – 3,226 млн руб. Чистая прибыль – 505 000 руб.
Мы теряем сейчас по этому проекту темп и время. Так, в дальнейшем мы можем не успеть влиться в рынок, который сегодня активно развивается в России. И этот технопарк может быть не востребован», – заявил на заседании областного правительства в минувший четверг Владимир Артяков. Утвердить целевую программу развития технопарка до 2015 г. правительство Самарской области собирается к началу апреля, сообщила пресс-служба «АвтоВАЗа».
По словам Виноградова, строительство ППВА начнется в 2009 г., его первая очередь годовой мощностью 300 000 автокомплектов должна заработать в 2010 г. К 2015 г. объемы производства ППВА должны вырасти примерно до 2 млн автокомплектов в год. Гарантированный заказчик части автокомпонентов – «АвтоВАЗ». Член комитета по промышленности самарской губдумы Михаил Матвеев считает, что ускорение проекта со стороны облвластей обусловлено изменением ситуации на «АвтоВАЗе». «Перед грядущей модернизацией мощностей специалистами Renault и возможными сокращениями персонала Артяков хочет обеспечить специалистов заводского НТЦ рабочими местами», – говорит Матвеев. Но депутат тольяттинской гордумы Борислав Гринблат сомневается: «Было много шуму, но до сих пор там не вбили ни одного колышка». «Я поверю в проект, когда увижу на участке экскаваторы», – добавляет гендиректор компании «Воко рус» (российское представительство производителя комплектующих Woco) Виктор Берг.
Самарский проект – ОАО «Технопарк» – областные власти пытались реализовать с 2002 г. Единственное, что удалось создать, – это областной бизнес-инкубатор площадью 1140 кв. м (начал работу в 2005 г.) на территории Самарского аэрокосмического госуниверситета (СГАУ), где работают 11 инновационных предприятий – разработчиков научно-технических проектов. По словам гендиректора ОАО Сергея Попова, у технопарка возникли проблемы с инженерной инфраструктурой: самарский «Водоканал» выдал областному минстрою техническое условие, по которому стройподрядчики должны провести коллектор длиной 12 км до улицы Осипенко. Это будет стоить «несколько миллиардов» дополнительных рублей, рассказал Попов.
Гендиректор ИК «Перспектива плюс» Игорь Чекменев считает, что области не хватит денег на два технопарка и реализован будет только тольяттинский проект. Взаимоотношения Артякова и мэра Тольятти Анатолия Пушкова имеют больше перспектив, чем отношения [губернатора] с мэром Самары Виктором Тарховым, добавляет Матвеев.