Пришелец из сегодня

Премьера «Лоэнгрина», по существу, акция. Спектакль будет идти в «Новой опере», но главная фигура проекта – дирижер Ян Латам-Кёниг в оркестровой яме уже не появится
М. Гутерман
М. Гутерман

Если в Петербурге, в Мариинском театре, поставлен почти весь Вагнер, то в Москве – только «Летучий голландец», уже не идущий в Большом, и вот теперь «Лоэнгрин» в театре «Новая опера». Кто бы мог подумать – музыкальный результат достигнут просто блестящий.

Как бы ни был хорош оркестр театра, но Вагнер – материя трудноподъемная. Премьеру готовил главный дирижер театра Эри Клас, а потом работу взял в свои руки Ян Латам-Кёниг, который успел подробно объяснить оркестру секреты исполнения вагнеровской партитуры.

Энергичный и собранный, не нуждающийся в лишних жестах Латам-Кёниг точно собирает спектакль в целое: оркестр может звучать то прозрачно, то громоподобно, но певцы всегда находятся с ним в балансе. Умело выстроенные камерные сцены сменяются развитыми хорами и грандиозными сценами ритуалов, в которых мощная духовая «банда» потрясает трубными звуками весь театр. В том составе, что слышал я, Наталия Креслина красиво спела Эльзу, Елена Поповская темпераментно исполнила злобную Отруду, из которой получилась главная героиня, Анджей Белецкий, как мог, наполнил тяжелую для его голоса партию безвольного Фридриха, басы Алексей Антонов и Сергей Тарасов звучали крепко. Лоэнгрина пел американец Джон Пирс, за долгие годы карьеры привыкший экономить звук и брать дыхание через каждые две ноты.

Датчане-постановщики во главе с режиссером Каспером Хольтеном выдали не худший образец европейского стиля, сыграв на том, что у Вагнера Лоэнгрин – посланец иного мира. Все в шкурах и латах, а Лоэнгрин – в пиджаке и с часами на руке, он делает предвыборные жесты и вообще подлец. У Вагнера герой – небесный рыцарь чистой воды, а земная Эльза ему не сумела всецело поверить. Режиссер встает на сторону Эльзы: действительно, как верить пришельцу, не желающему назвать даже своего имени. Снижение оригинала дает режиссеру возможность выразить себя, вставляя гэги поперек либретто и музыки, причем часть публики именно это и забавляет. В апофеозе является властелин-марионетка – ребенок в костюме политика, что и правда остроумно.

Постановка готова и останется, а вот тенора и дирижера мы больше не услышим. Настоящий вагнеровский тенор во всем мире редкий зверь, но ведь и настоящий вагнеровский дирижер тоже. Вероятно, спектакль отберут на фестиваль «Золотая маска» 2009 г., и тогда было бы логично пригласить Яна Латама-Кёнига дирижировать вновь – если не раньше.