Технологии рынка: Как выжить в мегаполисе

Гигантское скопление людей, коим является любой мегаполис мира, кардинально меняет представления о том, что такое безопасность. И можно ли уверенно чувствовать себя в большом городе в безопасности? С другой стороны, методы обеспечения безопасности горожан, реализованные в том же Лондоне, иногда выглядят калькой с фантастических романов.

Специалисты по безопасности готовы предложить множество решений – от установки видеокамер и специального оснащения в каждый автомобиль до организации полноценного видеонаблюдения на дорогах. Такие автомобильные концерны, как Nissan и Volvo, практически одновременно заявили о создании устройств, которые не позволяют пьяным водителям управлять машиной, блокируя зажигание. Но пока эти технологии будут внедрены, города занимаются созданием глобальных систем видеонаблюдения. Штрафы за зафиксированные камерами нарушения ПДД рассылаются по почте вместе с документальным подтверждением – кадрами камер слежения.

Как это ни печально, но чем населенный пункт крупнее и урбанизированнее, тем больше рисков для людей он таит. Вот далеко не полное перечисление того, какие глобальные городские проблемы взяты под контроль в XX в.: безопасность воды и продуктов питания, эпидемиологическая безопасность, надежность энерго- и теплоснабжения, канализации, вопросы чистоты воздуха, вопросы организации дорожного движения. Каждый из объектов, производящих столь привычные всем коммунальные удобства, тоже является объектом повышенного риска (авария канализации в Красногорске, к примеру), но здесь хотя бы понятно, кто отвечает за их работу и кто будет реагировать в случае аварии – МЧС, аварийные службы и т. п.

Риски горожанина

Город, вбирая в себя все новые технологии и достижения прогресса, тем самым создает и новые угрозы здоровью и жизни горожан. К примеру, организовав дорожное движение (дело, что и говорить, немаловажное) и развив сеть дорог, сделав доступным для граждан личный автотранспорт, мегаполисы тут же обзавелись как минимум смогом из-за несовершенства двигателей автомобилей.

Автотранспорт, отнесенный экспертами к десятке самых важных достижений прогресса последнего века, тут занял одно из главных мест в рейтинге другого рода угроз для жизни и здоровья горожан – не глобального, а личного (персонального). На российских дорогах гибнет людей больше, чем от любой самой страшной болезни. Как гласит официальная статистика ГИБДД, за 2006 г. 32 724 человека погибло в России в дорожно-транспортных происшествиях. Пятая часть ДТП произошла из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами, которых погибло больше 7000 человек.

2-е место в этом весьма печальном рейтинге занимают пожары и угрозы криминального характера: преступления против жизни и здоровья граждан, кражи и воровство личного имущества, противоправные действия из хулиганских, националистических или расистских побуждений.

Чуть меньшие, но тоже риски для жизни каждого человека несут места массового скопления людей, такие как метрополитен, общественный транспорт, вокзалы и аэропорты, концертные залы, стадионы и т. п. Например, в ноябре 2007 г. из московского Ледового дворца «Крылатское» были эвакуированы находившиеся там люди (более 100 человек) после того, как в Ледовом дворце произошло провисание крыши, вызванное деформацией одной из деталей ее конструкции. К известным с древних времен рискам – обрушению стадионов, давке, агрессию и проч. – в последние 10–20 лет добавилась угроза терроризма.

Кроме того, каждый год возникают и другие новые риски, статистика по которым еще не ведется: это оборотная сторона новых достижений электроники и техники, которые стремительно наполняют быт горожанина. Недавно весь русскоязычный интернет обсуждал проблему «самовключающихся» детских игрушек, электроника в которых произвольно срабатывает в любое время суток. Смех смехом, игрушки страшны в большей степени лишь своей неожиданностью, а вот если «сойдут с ума» другие электронные системы? Риск есть, и немалый.

Риски, перечисленные выше, актуальны практически для всех мегаполисов мира, и каждая страна в силу своих возможностей и понимания ежедневно вынуждена решать их как на государственном, так и на городском уровнях.

При обсуждении новых проектов безопасности в городских масштабах речь чаще всего идет о системах видеонаблюдения или видеомониторинга, поскольку именно на их основе возможно построение перспективных и эффективных комплексов безопасности. По мнению президента компании «Цезарь-Сателлит» Леонида Огарева, «в будущем вся охранка сведется к одному видеонаблюдению».

Евгений Маликов, директор департамента продаж и рекламы компании ISS, занимающейся разработкой интеллектуальных систем безопасности, добавляет, что в последние 2–3 года в связи с развитием IP-технологий в России реализуется новый принцип внедрения систем видеонаблюдения городского масштаба. Второе новшество заключается в том, что в таких системах используется множество интеллектуальных модулей для автоматизации обработки видеоряда.

Кроме систем видеонаблюдения современному городу нужны также терминалы экстренной связи (кнопки SOS на транспорте, домах, улицах), системы контроля и управления доступом (в подъезд – домофон, в учреждения – карточки и т. п.).

Вас снимают!

Гибель людей на дорогах вызывает серьезную озабоченность во всем мире. Главной причиной трагедий является несоблюдение правил как водителями, так и пешеходами. Этапов решения здесь, как водится, два: сначала обучить горожан правилам безопасности, а потом позаботиться о том, чтобы все их соблюдали. Но правила хорошо соблюдаются только в одном случае – если наказание следует за каждым нарушением.

Так уже происходит в Лондоне, где полностью контролируется въезд в центр города. Камеры автоматически считывают номера автомобиля и сверяют их с базой данных полиции. Более того, поскольку въезд для частного автотранспорта платный, то система формирует квитанцию за каждый въезд и отправляет на адрес владельца автомобиля. Таким же образом приходит и квитанция за нарушение правил, которую при желании можно оспорить в суде. Аналогичная система действует в Стокгольме, где уже в начале 90-х гг. прошлого века не было ни одной улицы, не оснащенной видеокамерами, и велось тотальное наблюдение за всем автомобильным транспортом.

Конечно, системы эти не из дешевых: по косвенным источникам, только поддержание работоспособности системы в Лондоне обходится налогоплательщикам в сумму свыше 6 млн фунтов стерлингов в год. Однако, добавляет Евгений Маликов, в последние три года отмечается развитие и все более частое внедрение IP-видеонаблюдения, что позволяет экономить серьезные средства. Развитие программного обеспечения, наличие инфраструктуры и теперь уже экономическая доступность необходимого оборудования позволяют внедрять системы, которые способны шифровать аналоговый сигнал с видеокамеры прямо на месте, а дальше передается уже оцифрованный сигнал, для чего можно использовать буквально любую оптоволоконную сеть. Раньше же, чтобы развернуть систему из множества видеокамер, необходимо было потратить более половины бюджета (60%, по данным Маликова) на прокладку отдельного кабеля для передачи аналогового сигнала от видеокамеры к компьютеру.

Еще одна показательная тенденция последнего десятилетия: видеокамеры активно используются не только для фиксации автодорожных нарушений. Электронные глаза следят за гражданами на улицах, площадях и в местах отдыха. Особенно активное развитие городские системы видеонаблюдения получили после известных событий 11 сентября в США. Правительства щедро выделяют средства на внедрение подобных систем, помогающих не только в противодействии терроризму, правонарушениям и распространению наркотиков, но и упрощающих контроль за вполне добропорядочными гражданами.

Безусловным мировым лидером по количеству установленных видеокамер является Великобритания. По словам подполковника Евгения Гильдеева из управления информации и общественных связей ГУВД Москвы, «в Англии установлено 4,2 млн видеокамер, и преступность в местах их установки сократилась на 30%». Несложный подсчет показывает что одна видеокамера приходится на каждые 14 жителей туманного Альбиона, и это абсолютный мировой рекорд. Большая часть видеокамер установлена, конечно, в Лондоне. Кстати, при раскрытии недавней попытки теракта в Лондоне именно видеозаписи камер слежения сыграли решающую роль в оперативном задержании террористов.

На 2-м месте по массовости видеослежки – Швеция и Германия, где установка камер в конце 1990-х гг. помогла снизить количество правонарушений в два раза буквально за один год.

Показателен в этом смысле пример эмирата Дубай, который весьма тщательно и без жадности подходит к обеспечению безопасности своего населения. На искусственном острове-«Пальме» будет проходить множество тоннелей для автотранспорта и все без исключения будут оснащены видеокамерами, а видеокадры нарушения будут являться основанием для штрафов. Евгений Маликов рассказал об опыте их компании по созданию системы видеонаблюдения в одном из городов Испании, где с помощью видеокамер, расположенных вблизи светофоров, местные власти боролись с проездом автомобилей на красный свет и довольно успешно.

Как подступиться

В России в 2003–2004 гг. предполагалось принять федеральную целевую программу «Безопасный город», однако она не была утверждена официально. Существует лишь поручение президента РФ Владимира Путина от 26 сентября 2005 г. ПР-1564 о создании государственной системы профилактики правонарушений МВД России. В рамках этого документа регионы и отдельные города, объединяя усилия с разработчиками систем безопасности, начинают внедрять свои локальные программы безопасности. Сейчас на муниципальном уровне активно накапливается опыт эксплуатации различных систем, обкатываются схемы взаимодействия между центрами мониторинга и федеральными службами.

Москва пока отстает по оснащенности видеокамерами от европейских столиц. Однако главная беда в том, что каждое ведомство, устанавливая видеокамеры на улицах города, стремится решить свои локальные задачи, не включаясь в систему безопасности города в целом.

Вот неполное перечисление того, что можно было бы отнести к городским системам безопасности, которые уже работают на улицах города или будут реализованы в ближайшее время. Уже довольно давно существует система видеонаблюдения в метрополитене: на всех станциях столичного метро и на подходах к ним, эскалаторах и переходах установлены видеокамеры, информацию с которых получают части милиции метрополитена и технические службы. Стоит вспомнить также довольно оперативное оснащение все подъездов жилых домов домофонами и кодовыми замками сразу после терактов в 1998–1999 гг. Тогда же была принята программа по повышению безопасности в г. Москве. Все московские школы в 2005 г. оснастили тревожными кнопками, активно обсуждали установку металлоискателей и систем видеонаблюдения, однако в массовом порядке они не были установлены из-за их дороговизны.

Более того, в Москве уже работает автоматизированная система управления дорожным движением на большинстве ведущих магистралей – видеокамеры показывают инспекторам ДПС реальную картинку с любой из магистралей. В столице внедрялась также система «Безопасный двор», в рамках которой можно было наблюдать как за работой дворников, так и за другими событиями во дворах.

Что до дальнейших планов, то весной этого года был одобрено постановление правительства Москвы «О стратегии развития города на период до 2025 г.», на обсуждении которого мэр Юрий Лужков заявил: «Возможно, в перспективе нам придется ограничить въезд автомобилей в центральную часть города. Одним из способов может стать введение платы за въезд в пределы Третьего кольца». Предыдущий план о платном въезде был отвергнут в связи с несоответствием федеральному законодательству.

Но большинство опрошенных специалистов говорят о том, что единая система видеонаблюдения в городе так и не заработала и современные технологии на базе IP не применяются.

Иная ситуация в Подмосковье, которое в практическом плане успело намного меньше, однако все эти годы власти обсуждали создание единой службы. Этот проект весьма масштабен, и более того – планируется использовать самые современные технологии IP-видеонаблюдения и интеллектуального распознавания. К примеру, Евгений Маликов рассказывает, что в Мытищах в 2008 г. будет пущена глобальная IP-видеосистема из 350 видеокамер, информация от которых будет обрабатываться с помощью интеллектуальной системы, разработанной ISS. Видеокамеры будут установлены на трассах и в точках повышенного внимания, которые определены администрацией города, сигнал будет сводиться в ситуационный центр.

«Программы смогут распознавать номера машин, сразу сверять их с милицейской базой данных, и система среагирует, если автомобиль в розыске», – рассказывает Маликов. Далее наступает черед оператора, который будет соединяться с ГИБДД или милицией. Аналогично система может распознавать очаги возгорания и криминальные ситуации, и оператор будет передавать информацию об этом в соответствующую службу.

Но поскольку нет общегосударственной концепции построения систем «Безопасный город», главы городов и крупные инсталляторы не всегда понимают масштабы задач и пути их решения. А в печати периодически появляются курьезные сообщения об установке в городе N трех видеокамер, обозревающих центральную площадь, губернатор в них посмотрел и одобрил... Как сказал в сердцах глава одного подмосковного города, успевший освоить половину средств, после беседы с системным инженером: «Эх, если бы я год назад хотя бы представлял, как к этому подступиться…»

Проблема еще и в том, что видеосъемка не считается доказательной базой как для органов милиции, так и для судебной системы. И нарушения и преступления, зафиксированные на пленке, еще предстоит доказать другими способами.

Зачем нужны люди

Частные лица чаще всего задаются вопросом: а кто имеет доступ к видеоархивам? Но мало кому придет в голову спросить, каким образом видеоряд становится структурированной информацией, которую можно использовать в практических целях. Уже сейчас весь этот процесс автоматизирован, интеллектуальная система обработки информации умеет считывать номера, обнаруживать забытые вещи, распознавать лица людей, которых выделяет оператор.

В идеале оператор системы подключается только в тех случаях, когда, всесторонне проанализировав картинку, система подаст сигнал, что требуется вмешательство человека.

Однако часто в силу неграмотности заказчиков подобные системы ограничиваются только видеосъемкой и наблюдением оператора за изображением с многих камер. Этот кустарный метод практикуется повсеместно в Москве программой «Безопасный двор», и Юрий Лужков в свое время сравнивал напряжение у работников, которые непрерывно отслеживают по пятьдесят подъездов, с тем, что испытывает летчик, поднимая в воздух самолет.

Спрашивается: зачем загружать работой операторов, если с этим прекрасно справляются умные электронные системы? И самое главное – российские фирмы на базе оборудования именитых производителей и их безвестных китайских коллег создают современные охранные комплексы, способные успешно конкурировать на мировом рынке. Просто качество и эффективность современных систем видеомониторинга в большей мере зависят от концепции построения системы и алгоритмов программной обработки информации, и разработчики сейчас совершенствуют эти алгоритмы обработки изображений, распознавания предметов, лиц и отпечатков пальцев людей, автомобильных номеров.

Безопасность как риск

Как водится, система видеонаблюдения, принося немалую пользу и экономя человеческие ресурсы, несет и свои риски. Помимо технических и законодательных проблем есть вопросы этические и социальные: насколько общество готово поступиться своей личной жизнью (privacy) ради собственной безопасности? Удивительно, но по опросам, проведенным в разных странах, выясняется, что общество раскалывается практически пополам. Когда в 2000 г. в Японии был предложен законопроект, по которому прослушивание становилось возможным в делах о наркотиках, торговле оружием и организованных убийствах, то 44% японцев поддержали законопроект, 45% высказались против него.

В России, по опросам ВЦИОМ, 40% граждан ставят интересы государства выше приватности частной жизни. И почти столько же граждан Америки – 42% – считают, что государству нет необходимости получать судебные ордера для внутреннего шпионажа.

Кто захочет, чтобы за его походом в магазин следил не только оператор, но и широкая общественность? А от такого не застрахован никто. К примеру, в Лондоне запустили в тестовом режиме телеканал, где телезрителям предложили «бороться с преступностью из дома». Канал транслирует изображение 40 камер, расположенных в городе, и если зритель заметит правонарушение, то может позвонить в полицию и сообщить о нем. Но, очевидно, в процессе трансляции достоянием широкой публики становится и обычная частная жизнь других горожан. Да и раньше в интернете регулярно появлялись и сейчас появляются фрагменты записей камер наблюдения различных охранных служб, смешные или страшные.

Очевидно, что с увеличением количества камер в городе растет и риск использования любой видеоинформации в корыстных целях, да и просто риск неправильного распознавания картинки. К примеру, проезжая в центр города, молодой житель Британии показал порядком надоевшей видеокамере средние пальцы на руках, на мгновение отпустив руль, и вскоре получил по почте внушительный штраф за создание потенциально аварийной ситуации на дороге.

В российских реалиях этот вопрос тем более актуален – раз уж базу данных мобильных телефонов или налоговых деклараций граждан можно купить буквально на улице, а продают эти базы те, кто призван (буквально – призван на госслужбу) обеспечивать тех же граждан безопасность. Как тут не вспомнить знаменитое высказывание Бенджамина Франклина, когда о глобальных системах видеонаблюдения не было и речи: «Народ, который ради безопасности готов поступиться своей свободой, не достоин ни безопасности, ни свободы».

В большинстве стран (и Россия тут не исключение) закон никак не регламентирует обращение с информацией, полученной с помощью технических средств. Определенное беспокойство у государственных чиновников разных стран это вызывает. Уполномоченный правительства ФРГ по частным данным Петер Шаар, ранее высказывавшийся против планов германского МВД по контролю за компьютерами граждан через интернет, недавно заявил о недопустимости объединения баз данных видеонаблюдения с правительственными базами на граждан Германии, что может привести к тотальному контролю за каждым. И это может быть реализовано программными средствами – к примеру, в американском Университете Карнеги – Меллона разработан метод, позволяющий скрывать лица людей на видеозаписях и восстанавливать в том случае, если это понадобится полиции.

Но пока о защите информации не беспокоятся на уровне государств, граждане пытаются защитить себя сами. В том же Лондоне для автомобилистов работает служба доставки баллончиков с… грязью, которой автомобилисты заляпывают номера перед въездом в центр города. Поговаривают, что компания принадлежит россиянам. Впрочем, Евгений Маликов замечает на это, что применение современного оборудования, а именно инфракрасных прожекторов и т. д., позволяет распознать номер даже под слоем грязи.

В интернете также бойко идет торговля металлическими защитными чехлами для биометрических электронных паспортов. И хотя производители оборудования и госорганизации уверяют, что считывание информации из такого паспорта возможно лишь с расстояния 10 см, хакеры давно уже научились собирать устройства, которые позволяют получать эту информацию на расстоянии свыше 10 м. И граждане, естественно, хотят исключить риск кражи данных и клонирования своих документов – слишком уж дорого обходится такое виртуальное воровство.

В сущности, одной из главных исторических задач государства является обеспечение безопасности своих граждан. Однако, когда технический прогресс позволяет претворить в жизнь тотальное наблюдение за жизнью страны, найти баланс между соблюдением прав граждан и обеспечением их безопасности весьма нелегко. Россия только в начале этого пути, и в силу особенностей национального менталитета можно даже порадоваться, что пока бюджет на технические средства контроля в городах совсем невелик.