Подножный иск
Борис Березовский надеется, что дело против Романа Абрамовича станет прецедентным для всех, у кого в России отобрана собственностьБорис Березовский утверждает, что в 2000–2003 гг. он продал Роману Абрамовичу 50% акций компании «Сибнефть» за $1,3 млрд и 49% акций АО «Общественное российское телевидение» за $150 млн, а в 2003–2004 гг. – 25% акций «Русала» за $500 млн. Продажи произошли под давлением, считает Березовский, цена акций во всех случаях была заниженной.
Письмо от защитников Абрамовича «Скадден, Арпс, Слэйт, Мигер и Флом» от 1 февраля 2008 г. (есть у «Ведомостей») – ответ на запрос адвокатов Березовского от 25 января 2008 г. Абрамович убежден, что дело не в юрисдикции английского суда. Но у Березовского статус политического беженца, на родине ему грозит арест, и он наверняка будет доказывать, что суд в России по абсолютно российскому делу для него невозможен. «По этой причине наш клиент не будет возражать против того, чтобы дело было рассмотрено британской судебной инстанцией», – пишут адвокаты Абрамовича, но подчеркивают, что их клиент ни в коем случае не признает себя жителем-нерезидентом Великобритании.
«Сейчас происходит обмен вопросами, я получил их от Абрамовича на 23 страницах. Большая часть касается того, чем я могу удостоверить, что был собственником «Сибнефти» и «Русала», – сообщает Березовский. Он надеется, что до заседаний в суде дело дойдет не позднее осени 2008 г. Иск подан в начале прошлого года, говорит он.
В ноябре 2007 г. Березовскому удалось, используя судебный прецедент, зафиксировать передачу лично Абрамовичу повестки в суд: документы пришлось бросить в присутствии свидетелей под ноги Абрамовичу. Срок действия повестки, по словам Березовского, истек 1 февраля.
Березовский подтверждает, что не изменил позицию, и обвиняет Абрамовича в незаконном отъеме собственности с использованием шантажа и взятия заложников в составе преступного сообщества. Это дело может стать важным прецедентом для тех, у кого в России была отобрана собственность, как прецедентом стало получение им самим политического убежища, резюмирует Березовский.
Передача извещения – досудебная процедура, сама по себе она ничего не означает, считает партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
Адвокаты сторон и официальный представитель Абрамовича Джон Манн информацию не комментируют, поскольку британская судебная практика не предполагает обсуждения идущего процесса.
До развода в 2007 г. журнал Forbes оценивал состояние Абрамовича в $18,7 млрд. Состояние Березовского The Evening Standard оценила в $700 млн.