Путеводитель по человеческому телу

Первые деньги немец Стефан Вилсмайер заработал в 17 лет: написал книжку о компьютерах, которая принесла ему 75 000 евро. На них он создал компанию Brainlab – ее выручка в 2007 г. превысила 180 млн евро

Как вспоминает Вилсмайер, книга была написана, чтобы показать любителям электроники, как разогнать примитивные домашние компьютеры начала 1980-х, чтобы

на них можно было использовать мощное программное обеспечение для трехмерного графического моделирования. «Я заключил контракт с издателем, чтобы побыстрее

получить роялти, как только будет продано 15 000 экземпляров книги, – что, ко всеобщему удивлению, произошло очень быстро», – рассказывает он.

В 1987 г. Вилсмайер записался на компьютерные курсы Мюнхенского технического университета, одного из ведущих учебных заведений Германии, но через 20 дней бросил их. «В курсе было слишком много теории, а мне не терпелось воплотить идеи на практике», – объясняет бизнесмен.

Компания Brainlab была зарегистрирована в 1989 г., и тогда Вилсмайер руководил ею из родительского дома близ Мюнхена. Сконцентрировались на создании приложений для расчетов в медицине: об этом направлении молодому предпринимателю рассказали знакомые из Венского университета, прочитавшие его книгу.

В начале работы Brainlab пользовалась для финансирования в основном банковскими кредитами, самый крупный из которых составил около 2,5 млн евро. «Это был самый простой способ финансирования бизнеса. Я ничего не знал о венчурном капитале и даже не пытался наводить справки», – говорит Вилсмайер.

Важный для компании момент настал в 1999 г., когда Вилсмайер решил расширить отдел продаж, чтобы выйти на следующий уровень. Для этого следовало привлечь крупных акционеров, которые обеспечили бы компанию средствами.

Таким инвестором в 2001 г. стал британский финансовый институт Henderson Global Investors. За 8% акций он заплатил 20 млн евро, а затем американская Johnson & Johnson заплатила 25 млн евро за 9% акций. (С тех пор компания Intel, крупнейший в мире производитель микросхем, заплатила $7,3 млн за долю акций, размер которой не раскрывается, но составляет менее 5%.)

С этими деньгами Brainlab впервые удалось напрямую выйти на крупные рынки, такие как рынок США, где она раньше пользовалась только услугами дистрибуторов. Решение о создании собственной системы продаж оказалось верным. Сегодня 400 из 1000 сотрудников компании (половина которых работает в Германии) занимаются продажами. Почти все они пришли в компанию после 1999 г., когда в Brainlab работало всего 200 человек.

С 1999 г. объем продаж вырос с 25 млн до 180 млн евро. Вилсмайер отказывается раскрывать информацию о прибыли, но говорит, что текущий уровень «невысок». Он добавляет, что Brainlab до сих пор капитализирует крупные расходы на развитие продукта за последние несколько лет, оцениваемые приблизительно в 25 млн евро. Однако он уверен, что компания получит прибыль EBITDA в размере 15% от продаж к 2010 г.

Brainlab предлагает покупателям интегрированные системы по цене до 3 млн евро. Сердце системы – программное обеспечение, созданное мюнхенской компанией. «Мы делаем что-то вроде системы глобального ориентирования в человеческом теле», – поясняет Вилсмайер. Чтобы система работала эффективно, хирургу нужно ввести в тело пациента специальные датчики, которые действуют как маркеры.

Хирург, оперирующий сустав, может воспользоваться этим программным обеспечением, чтобы наметить на экране, где сделать разрезы, и затем направить туда искусственный сустав. Сенсоры определяют, где находятся маркеры по отношению к искусственному суставу, по мере того как хирург устанавливает его на место.