Хуже, чем в России
В 2007 г. инфляция в Нижегородской области составила 16,1%. Прогноз был гораздо скромнее – 9,2%. Больше всего утяжелили инфляционную корзину сильно подорожавшие энергоносители и осенний скачок цен на продуктыТакие предварительные данные о размерах инфляции в Нижегородской области опубликовал на прошлой неделе Росстат. В России инфляция прогнозировалась на уровне 8%, а составила 11,9%.
По словам главного экономиста УК «Финам менеджмент» Александра Осина, основной фактор роста инфляции – увеличение тарифов естественных энергетических монополий. А по мнению руководителя центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадима Носова, инфляция в 2007 г. превзошла ожидания в первую очередь из-за повышения цен на продукты, которые составляют большую часть в потребительской корзине. Тем более что подорожали продукты первой необходимости (молоко, растительное масло, мука). Немаловажную роль сыграл и рост цен на услуги подорожали минимум на 20%, говорит Носов.
Цены на газ выросли на 25%, сообщил на минувшей неделе руководитель РСТ по Нижегородской области Олег Седов. По его прогнозу, в 2008 г. газ подорожает еще на 25% (сейчас тарифы для населения в домах с центральным горячим водоснабжением при наличии газовой плиты составляют 17,73 руб. на человека в месяц), горячая вода – на 23,3% (сейчас – 126 руб. на человека), водоснабжение – на 17% (сейчас – 64 руб. на одного человека), электроэнергия – на 19% (сейчас – 1,63 руб. за 1 кВт).
По данным информцентра «Кортес», розничные цены на дизтопливо в Нижегородской области с января 2006 г. по январь 2007 г. увеличились в среднем на 23%, на бензин – на 14,2%: Аи-95 подорожал на 13%, Аи-92 – на 14%, Аи-80 – на 15,7%. Последний раз цены на топливо в Нижегородской области повышались в декабре и на прошлой неделе. Это «отложенное повышение цен» в связи с мораторием перед выборами в Госдуму, поясняет директор по развитию и маркетингу «Кортеса» Павел Строков. В декабре 2007 г. крупнейший нижегородский нефтетрейдер «Лукойл-Волганефтепродукт» повысил цены в среднем на 5% на бензин и на 9,6% – на дизтопливо, говорит заместитель гендиректора по связям с общественностью Даниил Смирнов. Тогда же увеличились цены и на АЗС других компаний. А с прошлой пятницы «Лукойл-Волганефтепродукт» вновь повысил цены на своих заправках еще на 2%. Теперь литр Аи-95 стоит 22,4 руб., Аи-92 – 20,6 руб., Аи-80 – 17,6 руб., дизтоплива – 20,9 руб. Строков считает, что остальные операторы вскоре тоже подтянут свои цены до лукойловских, после чего заморозят их до весны – начала сезонного активного потребления. Эксперт напомнил, что нефтяники пообещали держать рост цен на бензин в пределах инфляции и в 2008 г. (прогнозируется на уровне 9,2%).
Газомоторное топливо за год в области подорожало на 9,7% до 10,3 руб. за литр, сообщил гендиректор «Реал инвеста» (крупнейшая сеть АГЗС в области) Николай Проволодский. Его прогноз роста цен в 2008 г. – на уровне 9,7%.
В сентябре – октябре 2007 г. цены на продукты в торговых сетях Нижегородской области выросли на 11–85%, приводят данные участники рынка. Областное правительство отреагировало на скачок цен подписанием в конце октября с крупными торговыми сетями меморандума о замораживании цен на социально значимые продукты (хлеб, молоко, масло) до конца февраля 2008 г. По оценке директора продовольственной сети «Райцентр» Аркадия Шемагина, в целом за 2007 г. рост цен на эти продукты в его сети составил около 20%, прогноз на 2008 г. – 15%.
А цены на все виды недвижимости традиционно начинают расти в феврале-марте, когда окончательно пробуждается деловая активность после новогодних праздников, говорит член совета Нижегородской гильдии риэлторов Елена Соловьева. Значительное повышение цен было с января 2006 г. по февраль 2007 г. – на 100–120%. В 2007 г. цены на торговую недвижимость в области выросли на 40% (в среднем со 130 000 руб. за 1 кв. м до 182 000 руб.), на офисную – на 20% (с 90 000 до 108 000 руб.), на жилую – на 36,3% (с 55 000 до 75 000 руб.), рассказала Соловьева. В 2008 г. цены на жилую недвижимость возрастут в среднем на 30%, на торговые площади – на 30–35%, на офисные помещения – на 25%, прогнозирует риэлтор.