С протянутой рукой

Главные жертвы кредитного кризиса – Citigroup и Merrill Lynch – снова ищут деньги. Они хотят привлечь у иностранных инвесторов $14 млрд
AP
AP

На следующей неделе оба банка должны обнародовать итоги за IV квартал. Ничего хорошего эксперты не ждут. Сейчас руководство банков ведет переговоры о новых вливаниях капитала, пишет The Wall Street Journal. Merrill Lynch может привлечь $3–4 млрд от инвестфонда ближневосточного правительства, Citigroup – $10 млрд от иностранных госинвестфондов. Имена новых инвесторов не раскрываются, но, возможно, Citigroup обратится к инвесткорпорации правительства Сингапура, с которой сотрудничал хедж-фонд его гендиректора Викрама Пэндита, – Old Lane Partners.

В III квартале Merrill Lynch списал активы на $8,5 млрд (из них $7,9 млрд – по ипотечным бондам), Citigroup – на $2,7 млрд, предупредив, что потери возрастут еще на $8–11 млрд. Гендиректора банков Стэнли О’Нил и Чарльз Принс подали в отставку.

Их преемникам пришлось спешно латать дыры в капитале. Citigroup продал конвертируемые инструменты на $7,5 млрд государственной инвесткорпорации эмирата Абу-Даби. Merrill Lynch привлек $5 млрд от сингапурской Temasek, $1,2 млрд – от управляющей компании Davis Selected Advisors и продал Chicago Merrill Lynch Capital за $1,3 млрд General Electric.

Но этого, похоже, недостаточно. Citigroup и Merrill Lynch не хватает капитала. Аналитики Goldman полагают, что в IV квартале Citigroup спишет активы на $18,7 млрд, а Merrill Lynch – на $11,5 млрд. В понедельник, накануне объявления квартальных итогов, совет директоров Citigroup должен принять решение о сокращении дивидендов вдвое, что позволит экономить более $5 млрд в год.

Возможностей для маневра у банков сейчас немного. Из-за не слишком благополучной ситуации в экономике им приходится повышать ставки по депозитам, чтобы не потерять клиентов, и с учетом роста неплатежей по кредитам рентабельность падает. Если банки начнут распродавать активы, они обеспечат новый кризис всему финансовому сектору.

Ближневосточные госфонды, богатые нефтедолларами, рады открывшейся возможности инвестировать в банки Уолл-стрит. К тому же Citigroup будет платить по своим инструментам 11% годовых до конвертации в акции. Merrill Lynch продавал инвесторам акции по $48, когда на бирже они стоили $54. В совокупности иностранцы предоставили Merrill Lynch, Citigroup, UBS и Morgan Stanley $27 млрд.

Дополнительные трудности банкам могут создать регуляторы. Если новые инвесторы получат более 5% акций, Федеральная резервная система США (ФРС) будет периодически проверять их отчетность и потребует от банка поддерживать достаточность капитала на установленном уровне. Если же доля нового инвестора превысит 10%, ФРС и минфин США будут выяснять, не входит ли в его планы получение контроля над компанией. «Не случайно речь идет именно о 9,9% и 4,9%», – говорит Эдвин Труман из Института международной экономики Питерсона.

Если политики озаботятся такой сделкой, они без усилий смогут тянуть время, которое сейчас для банков очень дорого. Citigroup перед сделкой с инвестфондом Абу-Даби обратился к лоббистам с просьбой заранее уладить возможное непонимание, и, когда о сделке было объявлено, законодатели либо поддерживали ее, либо молчали.