Остров патриарха

Эпоха Фиделя Кастро подходит к концу. 81-летний кубинский лидер подтвердил, что намерен отойти от активной политической деятельности
Reuters

Штрихи к портрету. Сыновья

Семейная жизнь Фиделя окутана тайной. Известно только, что от первого брака с Мартой Диас-Баларт в 50-х гг. у него родился сын Фидель, который одно время возглавлял комиссию по атомной энергетике. Сейчас Кастро состоит в браке с бывшей учительницей Далией Сото дель Валье, с которой команданте познакомился в 60-х гг. во время кампании по ликвидации неграмотности. От второго брака у него сыновья Алексис, Александер, Алехандро, Антонио и Анхель.

Дочь

У Кастро есть и внебрачная дочь – Алина Фернандес-Ревуэльта, которая сбежала с острова в 1993 г. в США. Там живет и родная сестра Кастро Хуанита, эмигрировавшая вскоре после революции.

Брат

Рауль, младший из трех братьев Кастро, вместе с Фиделем участвовал в штурме казарм Монкада и в организации партизанского движения на острове. С 1959 г. руководит министерством обороны. В официальной кубинской иерархии он второй человек после Кастро, поскольку официально является заместителем брата на всех его государственных постах.

Об этом Фидель сообщил в письме, адресованном членам кубинского парламента. «Я не тот человек, что цепляется за власть... Позвольте мне добавить, что какое-то время я был другим. Что заставило меня измениться? Сама жизнь», – пишет Кастро.

Кастро бессменно правит Кубой с 1959 г. Сейчас он занимает все три высших поста в кубинском государственном аппарате – председателя госсовета, премьер-министра и главнокомандующего вооруженными силами Кубы. Он также возглавляет кубинскую компартию. После хирургической операции на брюшной полости в июле 2006 г. Кастро временно передал все свои властные полномочия брату Раулю. И перестал появляться на публике. Долгое отсутствие команданте породило массу слухов и предположений о его возможном уходе из большой политики.

«История меня оправдает»

Политикой молодой адвокат Фидель Кастро Рус начал заниматься в начале 50-х гг. прошлого века, будучи членом Партии кубинского народа. В 1952 г. Кастро был выдвинут кандидатом в депутаты национального конгресса Кубы, однако выборы не состоялись, так как в марте того года к власти в результате переворота пришел генерал Фульхенсио Батиста. Фидель и небольшая группа его соратников решают начать вооруженную борьбу с диктатурой. 26 июля 1953 г. Кастро и его товарищи по борьбе пытаются атаковать казармы Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Попытка поднять восстание провалилась, а Кастро был предан суду военного трибунала. На суде он выступил с речью, в которой подверг жесткой критике диктатуру Батисты и изложил свою программу преобразований на Кубе. «История меня оправдает» – такими словами он закончил свое выступление. Суд приговорил его к 15 годам тюремного заключения, однако в мае 1955 г. власти амнистировали Кастро и позволили ему эмигрировать в Мексику.

На родину Фидель вернулся спустя полтора года. Кастро, его брат Рауль, аргентинец Эрнесто Че Гевара и еще несколько десятков человек тайком высадились с небольшой яхты «Гранма» на побережье острова в провинции Орьенте. Перед собой они поставили задачу организовать партизанское движение и свергнуть режим Батисты. Начатое ими в горах Сьерра-Маэстра партизанское движение быстро разрослось и набрало популярность. 1 января 1959 г. партизаны заняли Гавану, а диктатор бежал в Доминиканскую Республику. После формирования нового правительства Фидель занял пост главнокомандующего вооруженными силами, а спустя несколько месяцев стал уже премьер-министром. Столь стремительная политическая карьера объясняется как его личным обаянием, так и несомненными качествами лидера, пишет известный американский историк Хайме Сучлики в своей книге «Куба: от Колумба до Кастро и далее».

«Мы демократия. Мы против любых диктаторов... Поэтому мы против коммунизма», – объяснял Фидель в 1959 г. в интервью газете New York Times. Но новое кубинское правительство начало проводить весьма радикальные экономические реформы, в том числе национализировать собственность американских компаний и ликвидировать сельскохозяйственные латифундии. Это вызвало резкое недовольство американского правительства. Вашингтон весьма насторожил и тот факт, что в 1960 г. Куба и СССР подписали торговое соглашение, предусматривающее поставки советской нефти в обмен на кубинский сахар.

В январе 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой. А в апреле того же года на остров высадились 1400 кубинских эмигрантов, подготовленных ЦРУ. Их целью было инспирировать массовое восстание против режима Кастро. Интервенция провалилась, а уже в конце 1961 г. Фидель публично объявил себя марксистом-ленинцем. В феврале 1962 г. США ввели торговое эмбарго против Кубы. «По своим политическим взглядам Фидель был скорее социал-демократом», – рассказывает историк Владимир Бородаев, соавтор книги «Фидель Кастро. Политическая биография». Но американцы своими действиями подтолкнули его в объятья Советского Союза.

Радикал и «кремлевские старцы»

Отношения Фиделя с советским руководством были отнюдь не безоблачными. Фиделю очень не понравилось, что во время Карибского кризиса Никита Хрущев фактически не консультировался с кубинским руководством. Много лет спустя в интервью телеканалу «Эн-би-си» он скажет: «Мы не чувствовали, что нас предали, но мы были очень раздражены и разочарованы». Но в 60-е гг. у советского руководства тоже были основания для недовольства своим кубинским союзником. Фидель активно пытался организовать в странах Латинской Америки очаги партизанской войны и помогал национально-освободительным движениям в Африке. Кроме того, Куба поддерживала тесные связи с руководством Китая и Югославии, с которыми СССР тогда находился в весьма натянутых отношениях. «Кубинцы считали, что нужна наступательная тактика в борьбе с империализмом», – говорит Бородаев. А в советском руководстве после Карибского кризиса возобладал более осторожный подход. «На Старой площади даже подумывали, как бы сменить Фиделя на более умеренного лидера», – вспоминает Бородаев.

Перелом наступил в августе 1968 г., когда Фидель Кастро, хотя и с оговорками, поддержал вторжение стран Организации Варшавского договора в Чехословакию. «Кубинское руководство осознало, что экономика страны без внешней помощи не сможет держаться на плаву», – говорит Бородаев. В 1972 г. Куба вступила в Совет экономической взаимопомощи. Тогда же, в начале 1970-х, кубинское руководство начало проводить экономические реформы по косыгинскому варианту – предприятиям давали больше хозяйственной самостоятельности, уделяя внимание их прибыли и рентабельности. Кубинцам в этом активно помогали советники из СССР. Но в начале 1980-х, после того как в Польше во весь голос заявила о себе «Солидарность», в кубинском руководстве задумались, что подобные реформы могут повлечь за собой негативные последствия для режима.

«На Кубе ввели свободный крестьянский рынок, это повлекло за собой социальное расслоение, – говорит Бородаев. – А Фидель всегда считал, что самое главное – это сохранение социальной справедливости и ведущей роли партии». Именно поэтому он так быстро нашел общий язык с Юрием Андроповым. Но Андропов не задержался надолго у власти. А Михаил Горбачев, по мнению Кастро, придерживался слишком либеральных взглядов. 26 июля 1989 г., выступая на празднике по случаю очередной годовщины штурма казарм Монкадо, Фидель заявил, что если советское руководство будет и дальше следовать своей политике, то кубинцы должны быть готовы к тому, что в один прекрасный момент они проснутся и узнают, что СССР перестал существовать.

Развал соцлагеря и исчезновение СССР, главного спонсора кубинской экономики и политического патрона, нанесли тяжелейший удар по Кубе. На острове был введен так называемый «особый период в мирное время». Кубинское правительство заморозило ряд социальных проектов и ввело жесткие ограничения на потребление топлива и электроэнергии. Но крушение мировой социалистической системы не поколебало идейных убеждений Фиделя. «У меня нет выбора, кроме как по-прежнему придерживаться коммунистических идеалов, как ранние христиане оставались христианами», – заявил он в интервью журналу Time в 1995 г. Тем не менее кубинское руководство начало активно искать новых политических союзников. В январе 1998 г. Кубу посетил Иоанн Павел II. Понтифик отслужил при большом стечении прихожан несколько месс, причем в ходе последней и самой многочисленной из них, состоявшейся на площади Революции в Гаване, папа призвал США ослабить экономическое давление на Кубу. Но самым искренним товарищем Фиделя стал президент Венесуэлы Уго Чавес, пламенный антиглобалист, поддерживающий кубинский режим как на словах, так и экономически.

Те же и преемник

В середине ноября 2005 г. стал достоянием гласности секретный доклад ЦРУ, в котором утверждалось, что кубинский лидер с 1998 г. страдает болезнью Паркинсона и что состояние его здоровья должно резко ухудшиться в ближайшее время. В 2006 г. испанские газеты сообщили о смерти команданте. 31 июля 2006 г. было опубликовано официальное заявление кубинских властей, в котором сообщалось, что президент перенес операцию в связи с желудочно-кишечным кровотечением.

Фидель пишет в своем письме, что готов довольствоваться скромной ролью консультанта при кубинском правительстве. «Если Фидель действительно решит уйти на покой, то смена руководства пройдет для кубинского режима безболезненно», – считает Бородаев. Кубинская элита уже давно подготовилась к такому развитию событий. Уже ясно, что на место Фиделя встанет его брат Рауль, который уже много лет играет роль его преемника. При этом еще в 1990-х гг. кубинские власти провели на острове определенные экономические реформы – ввели полный хозрасчет на предприятиях, отменили директивное планирование в экономике, начали активно привлекать иностранные инвестиции, либерализовали хождение валюты. Но любая политическая либерализация режима будет идти очень постепенно, уверен Бородаев.