Андрей Раппопорт: "У нас настоящая техническая революция", - Андрей Раппопорт, председатель правления Федеральной сетевой компании

О проблемах сетевых компаний и перспективах «Интер РАО» рассказал Андрей Раппопорт
Д.Гришкин
Д.Гришкин

Раппопорт перешел на работу в РАО ЕЭС почти 10 лет назад с поста первого вице-президента ЮКОСа. Он один из ближайших соратников Чубайса, в течение шести лет был его замом: сначала отвечал за инвестиции и зарубежные проекты энергохолдинга, а с 2000 г. – еще и за сети. Выделение сетей в отдельную структуру – Федеральную сетевую компанию (ФСК) – было заложено в плане реформы РАО. Руководство ФСК Чубайс доверил Раппопорту. Работа в РАО ЕЭС сделала его и акционером компании. По опционной программе в конце августа он получил 0,02174% акций РАО. С тех пор стоимость пакета выросла на 22% до 287,8 млн руб. В интервью «Ведомостям» Раппопорт сказал, что пока не собирается расставаться с акциями холдинга, планируя их обменять, возможно, на акции ФСК, которые, как он считает, после выхода компании на биржу станут «голубой фишкой».

1989

консультант Научно-внед-ренческого центра «Экоу-консульт» в Новой Каховке

1991

предправления Альфа-банка, директор по экономике и финансам «Альфа-групп»

1997

первый вице-президент «Роспрома» и нефтяной компании ЮКОС

1998

зампред правления РАО «ЕЭС России»

2002

председатель правления ФСК ЕЭС

287,8

миллионов рублей стоят акции РАО ЕЭС, принадлежащие Раппопорту

Федеральная сетевая компания

Владелец магистральных электросетей. ВЫРУЧКА – 53,6 млрд руб. (РСБУ, 2006 Г.). ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 1,8 млрд руб. АКЦИОНЕРЫ – РАО «ЕЭС России» (87,56%), Росимущество (12,44%). 2002 г. РАО передало в собственность ФСК магистральные сети (линии высокого напряжения), в управление – распределительные сети (линии низкого напряжения). ФСК передает электроэнергию от станций до потребителя.

– Многие эксперты пророчат глобальное потепление. Оно уже сказывается на работе сетей?

– Вообще я большой скептик во всем, что касается разговоров об изменении климата. Но достаточно посмотреть на две-три последние зимы, чтобы признать: с климатом действительно что-то происходит. И это совсем не на руку сетевому хозяйству. В Сочи, где из-за общего потепления всего на 1 градус оползни и гололеды вошли в норму, мы за последние два года вынуждены были заменить 14 опор и чуть было не потеряли две подстанции. Появились гололеды и в центральной России – в Волгоградской, Орловской и других областях. В связи с этим обострилась другая проблема – зауженные просеки. В Японии, например, опоры ставятся на высоту, до которой деревья никогда не дорастают. В России таких норм нет, поэтому расширение просек вдоль линий электропередачи теперь одно из важных направлений работы ФСК. У нас почти все магистральные ЛЭП с советских времен построены с зауженными просеками! Деревья при урагане падают на провода, происходят обрывы, короткие замыкания. Для объектов 220 кВ у ФСК принята и уже год действует целевая программа по расширению просек линий электропередачи.

– РАО нацелено строить суперсовременные станции, а сети?

– Россию сейчас по масштабам строительства в электроэнергетике можно сравнить лишь с Китаем. Строим все только современное – таких сетей и подстанций нет у большинства стран! Они построили свои сети несколько десятков лет назад и в плановом режиме поддерживают их состояние. А у нас сейчас не только наращивается мощность, происходит настоящая техническая революция в сетях. Внедряем новейшие и передовые технологии. Но пока сети в России изношены на 60–70%. На Западе этот показатель в среднем не превышает 50%. Чтобы обогнать их, России нужно взятыми в этом году темпами строить еще лет 10–15.

– Как идет процесс консолидации магистральных и распределительных сетевых активов?

– 56 магистральных сетевых компаний (МСК) присоединяются к Федеральной сетевой компании, а 58 распредсетевых (РСК) – к 11 МРСК (межрегиональные распределительные сетевые компании). Внеочередные собрания акционеров МСК по присоединению к Федеральной сетевой компании и РСК, входящих в конфигурацию МРСК Центра и Приволжья, Сибири и Северо-Запада, уже состоялись. Во второй-третьей декаде января пройдут собрания, которые решат вопрос объединения МРСК Юга, Северного Кавказа, Центра, Урала и Волги.

– Каковы итоги голосования?

– В 53 магистральных сетевых компаниях принято положительное решение о реорганизации. «За» проголосовали от 87% до 99% акционеров. Мы продолжим консультации с акционером, заблокировавшим решение в двух МСК, и в этих компаниях будут назначены повторные собрания. По итогам декабрьских собраний в распределительных сетях успешно сформированы как операционные три МРСК – Центра и Приволжья, Сибири и Северо-Запада. Против реорганизации проголосовало менее 1% акционеров.

– Когда завершится консолидация в сетях?

– Формирование восьми межрегиональных распредсетевых компаний завершится во II квартале следующего года. Присоединение магистральных сетевых компаний к ФСК – в момент реорганизации РАО «ЕЭС России» в июле 2008 г.

– Каковы предварительные финансовые показатели ФСК в 2007 г.?

– Выручка – порядка 70 млрд руб. (включая НДС), чистая прибыль прогнозируется в объеме примерно 1–1,5 млрд руб., что значительно выше плана.

– Это благодаря плате за присоединение?

– Введенная в конце прошлого года плата за техприсоединение не сыграла большой роли в финансовых результатах ФСК за 2007 г. Во-первых, мы отложили выпуск евробондов и, как следствие, не потратились на его обслуживание. Во-вторых, мы получили доход от снижения потерь электрической энергии, за 11 месяцев этого года мы добились снижения потерь на 2,98%.

– Почему ФСК перенесла выпуск пятилетних еврооблигаций на 10 млрд руб.?

– В связи с неблагоприятной конъюнктурой на финансовых рынках.

– Сколько ФСК уже получила денег от продажи РАО долей государства в ОГК-ТГК? И сколько планирует получить еще?

– В этом году компания получила от РАО ЕЭС 36,8 млрд руб. – все, что было запланировано на 2007 г. Всего за счет продаж госдолей в генерации на инвестиции в магистральные сети должно поступить около 250 млрд руб. Плюс федеральный бюджет в 2007–2009 гг. должен направить на инвестиции в ФСК порядка 95 млрд руб. В этом году из бюджета мы уже получили 23 млрд руб. в качестве оплаты акций допэмиссии ФСК. Государство получило долю в размере 12,44% в уставном капитале компании. В 2008 г. будет около 22 млрд руб. бюджетных средств, в 2009 г. – около 50 млрд руб.

– Сколько акций получит государство в ФСК в июле 2008 г. после ликвидации РАО?

– После реорганизации РАО государство должно получить более 76% акций в капитале Федеральной сетевой компании.

– Как выполняется инвестиционная программа Федеральной сетевой компании?

– В 2007 г. освоение капвложений по инвестиционной программе составит порядка 90–95% от плана. Это происходит по техническим причинам. Например, из-за задержек получения проектно-сметной документации, из-за проблем с отводами земли под подстанции. Считаю, что это очень хороший показатель, учитывая, что в этом году наша инвестпрограмма утроилась и выросла с 36 млрд до 98 млрд руб.

При этом Федеральная сетевая компания все запланированные вводы осуществит в полном объеме. Традиционно у нас много крупных вводов осенью и зимой. В Москве будут сданы новые мощности на подстанциях Бескудниково и Чагино. Будет включена новая подстанция Западная, которая решит проблему энергоснабжения «Москва-Сити» и северо-западных районов Московской энергосистемы. Вводы в регионах – подстанция Ржевская в Санкт-Петербурге, новые мощности на подстанциях Тюменской области, первая очередь подстанции Емелино в Екатеринбурге. Из пусковых объектов этого года хотелось бы отметить также транзит 500 кВ Заря – Барабинск – Таврическая. Это более 730 км линии, которая соединила Сибирь и европейскую часть России в обход Казахстана.

– Сколько стоит инвестпрограмма ФСК в 2008 г.?

– Порядка 160–170 млрд руб. Источники финансирования – чуть меньше 30 млрд собственных средств, порядка 20 млрд из госбюджета, а также более 100 млрд руб. – средства от продажи государственных долей в генерации.

– А плата за присоединение потребителей к сети?

– Это немного. В 2007 г. мы получили порядка 1,5 млрд руб. в счет платы за присоединение, в 2008 г. планируем получить около 6 млрд без учета платы за присоединение генерирующих объектов.

– Зачем ФСК нужно было вводить эту плату, если она не играет большой роли в финансировании инвестпрограммы компании?

– Плата за технологическое присоединение – значимый источник инвестиции для распределительных сетевых компаний. И мы как управляющая компания вносили предложения по законодательному урегулированию вопросов платы за присоединение, понимая, что это критично для развития региональных распределительных сетей. Мы видим, что в тех регионах, где власти установили достаточную плату, строительство сетей идет темпами достаточными для развития региональных экономик.

Плата, устанавливаемая регулятором, кроме всего прочего – это еще и нормальный цивилизованный механизм взаимодействия между сетевыми компаниями и потребителями. У сетевиков появляются реальные договорные обязательства, а у потребителей – стимул не завышать собственных потребностей в мощности, не брать ее впрок.

– Сколько средств Федеральная сетевая компания планирует получить в качестве платы за присоединение генерирующих мощностей?

– По оценке ФСК, стоимость подключения новых энергоблоков к сетям стоит 90–120 млрд руб. в 2008–2010 гг. Несколько последних заседаний правления РАО были посвящены вопросу присоединения генерации: выработке типового договора, стандартов, определяющих порядок взаимодействия в ходе техприсоединения, технические решения, сроки, укрупненные показатели стоимости. Они позволяют инвесторам получить представление еще до согласования схемы выдачи мощности, какие затраты нужно будет понести на присоединение нового энергоблока к сети. Однако окончательная стоимость присоединения может быть определена только после согласования технических условий всеми сторонами, в том числе и Системным оператором, и утверждения размеров платы за присоединение регулятором.

– Считается, что ФСК должна оплачивать подключение к сетям до первой подстанции?

– Есть договоренность, что генератор оплачивает линию, ведущую от энергоблока к существующей сети, а также ячейки на подстанции, к которым присоединяется линия. ФСК, в свою очередь, оплачивает усиление существующей сети. Это стимулирует [компанию-]генератора принимать решение о строительстве новых мощностей, исходя не только из собственной выгоды – тогда бы все строились рядом с топливом, – а выбирая вариант, который будет и технологически и экономически оптимален для энергосистемы в целом. Например, ОГК-3 после покупки контроля в ней «Норильским никелем» решила строить новый блок на Харанорской ГРЭС (Читинская область). Его строительство стоит около 4 млрд руб., для выдачи необходима линия протяженностью более 300 км на напряжении 220 кВ, которая стоит столько же. Или вторая очередь Курской АЭС – недостроена всего на 30%. Достроить стоит около 20 млрд, а для обеспечения выдачи мощности нужно больше – 22 млрд, потому что атомную генерацию присоединяют с обязательным двойным резервированием. Есть ли смысл?

– Когда будут заключены договоры на присоединение генерации? Какие обязательства и санкции будут по ним у ФСК?

– Договорная кампания завершится в начале 2008 г., хотя планировали – до конца 2007 г. Проекты договоров между ФСК и ОГК-ТГК только готовятся. По ним генератор должен построить станцию в определенный срок, а ФСК к этому моменту обеспечить выдачу построенной мощности. Эти договоры – часть договорной системы, которая гарантирует выполнение инвестиционной программы в электроэнергетике и связывает всех участников рынка – НП АТС, Системного оператора, ФСК, генерирующие компании. Экономическое стимулирование будет направлено главным образом на генерирующие компании – договор о предоставлении мощности предполагает значительные штрафы за срывы сроков ввода новой генерации. ФСК в случае срыва сроков присоединения предположительно будет платить 2% от стоимости договора за каждый месяц просрочки. Компания и без этого имеет достаточный стимул присоединять вовремя. Для нас это рост объемов передачи, а значит, выручки и прибыли.

– Как сети готовы к зиме?

– С каждым годом все лучше и лучше. В этом году все сетевые компании и их филиалы получили паспорта готовности к зиме в срок. Это прямое следствие роста инвестиций в сети. Нам в этом году удалось расшить целый ряд проблемных узлов в энергосистеме. Тем не менее ряд регионов – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Дальний Восток, Краснодарский край – продолжают требовать особого внимания, и нужно продолжать вкладываться в сети. Объем инвестиций в ФСК до 2012 г. оценивается в более чем 900 млрд руб. Это 22 000 км новых линий и порядка 85 000 МВА дополнительной трансформаторной мощности, что в 4 раза больше вводов прошлой пятилетки. Требуемый на ближайшие пять лет объем инвестиций в распределительные сети сопоставим с инвестициями в ЕНЭС.

– Будет ли продлен после июля 2008 г. договор с ФСК об управлении акциями МРСК?

– Совет директоров РАО перенес рассмотрение этого вопроса на следующий год. Государство заинтересовано в том, чтобы продлить договор и на некоторое время сохранить ситуацию, когда есть единый центр ответственности за весь сетевой комплекс страны.

– Почему?

– РСК созданы и реформированы командой ФСК. Результат – рост выручки и прибыли этих компаний, инвестиции выросли в 2,6 раза, в 3 раза выросла капитализация. Разве это плохо? На сетях сейчас лежит колоссальная социальная нагрузка: от инвестиций в сети зависит нормальное развитие промышленности, жилищного строительства. И государству удобно, что есть единый центр ответственности за развитие сетей. Например, в рамках нацпроекта «Доступное жилье» нужно обеспечить выдачу для жилых комплексов 430 МВт мощности. Сейчас ФСК отвечает за эти присоединения, по этому проекту у нас уже в следующем году будут первые вводы мощностей. Если бы не было единого центра, то межправительственной комиссии пришлось бы разбираться отдельно с каждой РСК да еще и с ФСК. И я не уверен, что компании не начали бы выяснять отношения, где и чья подстанция должна быть построена и кто и что должен делать...

– Когда ФСК сможет отпустить РСК в свободное плавание?

– Ставится вопрос о продлении договора доверительного управления акциями МРСК до 2011 г., но не исключаю, что этот срок может быть и короче. К этому времени мы сможем завершить все начатые нами процессы в РСК – формирование операционных компаний, внедрение новой системы тарифного регулирования (когда тариф рассчитан из возврата инвестиций, а не из издержек компаний с учетом инфляции). Летом 2008 г. на тарифную систему RAB (Regulatory Asset Base, система, при которой тариф рассчитан из возврата инвестиций, а не из издержек компаний с учетом инфляции. – «Ведомости») перейдут до 10 «пилотных» РСК. Возможно, будут реализованы проекты по передаче 1–2 МРСК в управление частным компаниям, и государство может принять стратегическое решение о выходе их этого бизнеса. После этого ФСК сможет спокойно устраниться от управления распредсетями.

– Возможна ли приватизация распредсетей?

– В принятых поправках к закону об электроэнергетике сказано, что до 1 января 2011 г. не допускается уменьшение контроля РФ за деятельностью распределительных сетей, а в последующем возможно уменьшение такого контроля в порядке, предусмотренном законодательством. Сейчас государство к этому пока не готово. Распредсети можно отдавать в концессию, но для этого нужно принять соответствующий федеральный закон.

– ФСК будет крупнейший торгуемой компанией из «дочек» РАО после ликвидации холдинга в июле 2007 г. Какой будет free-float и как вы оцениваете капитализацию ФСК?

– С учетом прогнозируемого удвоения уставного капитала к 2010 г. и free-float на уровне 5% – порядка 15–20 млрд руб. капитала компании будут регулярно торговаться. Вложения в ФСК будут очень надежными, blue chip. От существенного падения (котировок) ФСК будет застрахована абсолютно точно. Думаю, акции будут покупать портфельные инвесторы, прежде всего крупные западные фонды. Для них ФСК будет, как сейчас РАО, «тихой гаванью». Если будут потрясения на рынке, начнут интенсивнее покупать наши акции – тогда капитализация ФСК будет расти.

– Считаете ли вы разумным изменение законодательства, чтобы государство могло снизить свою долю в ФСК с 75% до 50%?

– Совершенно точно не нужно наращивать долю государства выше тех 76%, что оно получит в ФСК после реорганизации РАО.

– Вы возглавляете совет директоров «Интер РАО ЕЭС» (занимается экспортом-импортом электроэнергии и управлением генерирующих станций в России и за рубежом). После распада РАО вам придется сделать выбор: ФСК, «Интер РАО» или что-то еще?

– Пока ответа на этот вопрос у меня нет. «Интер РАО» создавалось под моим непосредственным управлением. Не побоюсь сказать, что в сфере экспортно-импортных операций по объемам, сложности контрактов, динамике развития «Интер РАО» безусловный лидер в России и одна из лучших компаний в мире. Кстати, недавно одна из крупных зарубежных консалтинговых компаний опубликовала список 100 самых быстрорастущих компаний развивающихся стран. Россию в этом списке представляют всего шесть структур, и ЗАО «Интер РАО ЕЭС» в их числе. Совмещать работу в ФСК и «Интер РАО» после завершения реформирования нельзя – сети и генерация должны быть независимы в управлении.

– Как будет развиваться «Интер РАО»?

– В планах «Интер РАО» к 2015 г. контролировать активы с суммарной установленной мощностью не менее 30 000 МВт. Стоимость компании к этому времени будет не менее $14 млрд. Я считаю, что «Интер РАО» должна войти в десятку крупнейших мировых энергокомпаний. У нас есть несколько просчитанных вариантов развития компании. Это может быть партнерство с крупной энергетической компанией в России или за рубежом...

– Например?

– Интерес к сотрудничеству с «Интер РАО» проявляют многие. В частности, как вы знаете, французская EDF. Были и другие предложения. Мы просчитывали варианты партнерства и в области генерации, и в сбытовом бизнесе, и в области поставок топлива. Например, совместно с «Рособоронэкспортом» мы уже создали Промышленную энергетическую компанию и видим ее как одну из крупнейших энергосбытовых компаний для снабжения электроэнергией промышленных предприятий.

– Когда возможно IPO «Интер РАО»?

– Все это идеи, решения пока нет. IPO возможно не ранее 2010 г., после того как компания выйдет на рынок (2008 г. – отечественный рынок, на 2009 г. запланирован листинг на Лондонской бирже) и появится возможность определить ее рыночную капитализацию. В любом случае контроль над компанией должен остаться у государства с участием «Росэнергоатома».

– Вы – акционер РАО ЕЭС (0,02174%). Что будете делать с акциями холдинга?

– Члены правления договорились не продавать акции РАО. После июля 2008 г. на эту долю можно получить акции во всех выделенных из РАО компаниях: ОГК, ТГК и проч. Совокупная стоимость этих активов будет дороже доли в РАО на 30–40%, думаю. Буду смотреть, как они дорожают, что-то продавать. Сетевые компании подорожают, по моей оценке, вдвое, также пока недооценены «Интер РАО», «ГидроОГК».

Увлечение Раппопорта – теннис

«Выигрыши и проигрыши на теннисном корте меня не сильно расстраивают или радуют. Я получаю большое удовольствие от красивого розыгрыша мяча, хорошей подачи. Интересно загонять противника по корту – игра должна быть азартной, с интригой», – говорит Раппопорт. По его словам, он участвует в любительских турнирах, которые устраивают его партнеры по игре. А в марте этого года по его инициативе прошел Первый открытый чемпионат по теннису среди представителей электросетевых компаний.