Пора менять модели
Чтобы справиться с кризисом, инвестбанки подчас вынуждены идти на непопулярные меры. Merrill Lynch, привлекающий $6,2 млрд от сингапурского государственного инвестфонда Temasek и управляющей компании Davis Selected Advisors, продает им акции по $48 за штуку, или с 12%-ным дисконтом к цене закрытия накануне объявления о сделке, одновременно на 12% размывая долю действующих акционеров.
Джон Тэйн, ставший в начале декабря гендиректором Merrill Lynch, уже не раз заявлял, что сейчас приоритет для банка – «укрепление финансовых показателей».
Акционерам, похоже, стоит подготовиться ко многим изменениям. По данным Capital IQ, в 2004–2006 гг. прибыль трех крупнейших банков США – Citigroup, Bank of America и J.P. Morgan – в среднем росла на 20% ежегодно. Теперь же, по некоторым прогнозам, до 2009 г. вряд ли рост прибыли будет превышать 5,5%. «Банкам придется серьезно задуматься о новых бизнес-моделях, – говорит управляющий директор Institutional Risk Analytics Кристофер Уэйлен, – это был совершенно другой мир, в котором они могли учреждать все новые фонды, работающие на заемное финансирование, не отражая их активы на собственных балансах».
В частности, будут расти объемы кредитов, которые банки держат в портфелях и не планируют продавать. У Citigroup их объем за полгода к концу сентября увеличился на 9% до $697 млрд, у J.P. Morgan и Bank of America – на 11% и 9% соответственно.