Oт редакции: Здоровье левизны


Возникнет ли в России ответственная левая оппозиция? Успехи КПРФ, только что проведшей съезд (подробнее об этом – на стр. А2), говорят о стабильной ситуации: прежний лидер переизбран, а уровень поддержки сохраняется (11,6% голосов на последних парламентских выборах против 12,6% в 2003 г.). Но для того чтобы ответить на вопрос о будущем левых, нужно понять, идут ли наследники КПСС по пути создания социал-демократической партии современного типа, способной охватить интересы всех возрастных и профессиональных групп.

Судя по численности и составу партии, вряд ли. Численность КПРФ снизилась с 559 000 человек в 1997 г. до 165 000 в 2007 г. КПРФ по размерам уступает уже не только «Единой России» (1,26 млн членов, по данным Росрегистрации), но и эсерам (309 000). Люди старше 55 лет, по данным «Левада-центра», составили 67% электората компартии на последних выборах; граждане 40–54 лет – 24%, люди моложе 39 лет – всего 9%. Для сравнения: электорат французских социалистов не имеет ярко выраженной возрастной окраски: 27% молодежи 18–25 лет, 20% граждан в возрасте 26–39 лет, 23% – 40–55 лет и 30% – старше 55 лет.

Может быть, в России просто нет запроса на социал-демократию европейского образца? Но, по данным ВЦИОМ, 38% опрошенных поддерживают идею построения шведской или близкой ей модели государства, где рыночная экономика сочетается с высоким уровнем социальной защиты; 20% считают социализм неподходящим для России; еще 12% хотят вернуть советский строй, и всего 6% – за китайский путь.

Однако пока в России немногочисленны независимые профсоюзы, составляющие базу европейской социал-демократии. Их численность составляет менее 1,5 млн человек (против 30 млн в системе ФНПР). Ситуация может измениться с их ростом, когда независимые лидеры профдвижения выйдут за границы простого торга с корпорациями и потребуют институциональных изменений. Тогда к ним могут присоединиться не только наемные работники, но и люди свободных профессий или, например, объединения автолюбителей, недовольных произволом на дорогах. Впрочем, для этого необходимо, чтобы сами россияне осознали: решать на первый взгляд частные проблемы легче не в приватном разговоре с чиновником, а сообща.