Олимпиада: Сочи выше закона


В июле 2007 г. свершилось чудо – Международный олимпийский комитет проголосовал за проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Чудо, потому что два других города-претендента (Зальцбург и Пьенчонг) расположены гораздо удачнее для зимних видов спорта. Как пошутил один известный человек, «это очень по-русски – в нашей стране, где 60% территории занимает вечная мерзлота, предложить провести зимнюю Олимпиаду на единственном клочке земли с субтропическим климатом». Чудо, потому что у конкурентов уже имелась значительная часть спортивных сооружений, в то время как в Сочи они отсутствуют, да и транспортная инфраструктура фактически должна быть создана заново.

Неохраняемые территории

С лета 2006 г. сочинскую заявку сопровождали судебные разбирательства и протесты жителей. Федеральная целевая программа по развитию Сочи была утверждена правительством в июне 2006 г. в отсутствие заключения обязательной государственной экологической экспертизы – это послужило поводом для первых исков. Но то, что Олимпиада находится над законом, не скрывалось – президент российского национального олимпийского комитета Леонид Тягачев в сентябре 2006 г. прямо заявил журналистам, что если экологи будут ссылаться на Конституцию, то Конституцию поменяют.

Началось с изменения зонирования Сочинского национального парка, где был понижен статус заповедных и особо охраняемых земель. Затем были внесены изменения в закон «Об особо охраняемых природных территориях», снявшие запрет на проведение массовых спортивных мероприятий в национальных парках, а заодно убравшие и все ограничения на строительство в них. Под предлогом необходимости ускорения строительства была отменена обязательная государственная экологическая экспертиза проектов. Примечательно, что все эти изменения вступили в силу для всех парков и опасных объектов нашей страны – т. е. сейчас для строительства атомных станций, нефтеперерабатывающих заводов и плотин экоэкспертиза не требуется.

В феврале 2007 г. меня и других экологов пригласили на совещание у вице-премьера Александра Жукова с участием министров Германа Грефа и Юрия Трутнева. Удалось договориться и о восстановлении экологической экспертизы для всех потенциально опасных объектов, и о подготовке новой редакции закона об особо охраняемых территориях, и о включении представителей общественности в соответствующие советы. Также было решено, что вопрос о размещении объектов на хребте Грушевый (санно-бобслейная трасса, горная олимпийская деревня и биатлонный комплекс) будет рассмотрен после голосования по заявке. Проработав на Кавказе более 10 лет и защитив диссертацию по кавказскому бурому медведю, могу сказать, что развитие инфраструктуры на хребте Грушевый неминуемо привело бы к разрыву миграционных путей медведей, деградации мест зимовки оленя, кабана и серны.

Казалось, что взаимодействие налажено и развитие Сочи стало возвращаться в российское правовое поле – ФЦП прошла экологическую экспертизу, в Госдуму был внесен законопроект о восстановлении экологической экспертизы в отношении опасных объектов и объектов на территории национальных парков, планировавшееся строительство на бывших заповедных землях парка заторможено. Греф поручил рассмотреть возможность переноса запланированных объектов. О необходимости переноса заявила и высокопоставленная делегация МОК, посетившая российское руководство в конце августа. Экологи представили свои предложения заявочному комитету «Сочи-2014» и стали ждать мнения спортивных экспертов.

Победа целесообразности

Однако государству оказалось трудно вести строительство в рамках бюджетного законодательства, применяемого к федеральным целевым программам, – слишком много запретов. Вместо ФЦП была создана госкорпорация «Олимпстрой», работающая на те же бюджетные средства, но не попадающие под ограничения. Кроме того, в результате сентябрьской реформы правительства вопрос из ведения Минэкономразвития был передан в ведение Минрегионразвития. Образовались новые структуры – обновлен состав и изменено название Совета по развитию физкультуры и спорта при президенте, создан наблюдательный совет «Олимпстроя».

В отличие от предыдущих в этих советах экологов не оказалось вообще. Направленные в конце сентября письма министру Дмитрию Козаку, являющемуся председателем наблюдательного совета «Олимпстроя», главе корпорации Семену Вайнштоку с предложением обеспечить преемственность договоренностей остались без ответа.

Тем временем на последнем пленарном заседании Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр...». Упрощается порядок въезда и выезда иностранцев, их трудоустройства, отменяются некоторые таможенные тарифы и налоги. Впрочем, если мы и дальше хотим участвовать в международной жизни, может быть, имеет смысл распространить эти процедуры на все ситуации, а не только связанные с Олимпиадой?

Особый упор в законе, официально опубликованном вчера, сделан на вопросах изъятия земель и имущества для государственных нужд. В проекте к первому чтению разработчики предложили лишить граждан и юридических лиц права обращаться в суд, если их объекты недвижимости изымаются для государственных нужд, причем не только в Сочи, а по всей стране. Эту норму, к счастью, позже убрали.

Тем не менее и того, что принято, вполне достаточно. Документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения публичных слушаний. Подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов, а также резервирование земель и изъятие земельных участков под олимпийские объекты допускаются при отсутствии документов территориального планирования. В отношении заповедников и национальных парков, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, появилась лукавая формулировка о том, что это право прекращается в течение 20 дней со дня уведомления администрацией Краснодарского края по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, – в настоящее время Министерства природных ресурсов РФ.

Поскольку генерального плана размещения объектов по-прежнему нет, реализация этого закона может привести к тому, что понравившийся чиновнику участок может быть изъят у собственника «для государственных нужд». Если через некоторое время «нужда» отпадет, решение об изъятии останется.

Неспортивная гонка

И, наконец, совершенно беспрецедентно для законодательства установлен примат данного «олимпийского» закона над Арбитражным процессуальным, Градостроительным, Гражданским процессуальным, Жилищным и Земельным кодексами в вопросах изъятия земельных участков. Действительно, зачем менять Конституцию? Может, заодно и действие Уголовного кодекса в Сочи ограничить – вдруг тоже помешает олимпийской гонке? Даже нетрудно представить, как помешает.

А гонка тем временем уже началась. В ближайшие годы никакого отношения к спорту она иметь не будет, а призами будут выигранные в суде дела об ущемлении прав граждан, причем, вероятно, пик выигранных дел придется на 2010–2012 гг. – ведь в Европейском суде по правам человека сроки рассмотрения дел достаточно большие. Первые ласточки уже есть – майкопский эколог Валерий Бринних выиграл дело в городском суде об ущемлении своих прав в связи с изменением зонирования Сочинского национального парка в 2006 г. Это решение, само собой, было тут же отменено вышестоящим судом Республики Адыгеи, но уже заявлено, что дело пойдет до Страсбурга.

Не исключена и отмена Олимпиады – весной 2008 г. на Западном Кавказе будут работать представители Комиссии ЮНЕСКО по всемирному природному наследию. Главной задачей будет определить, создает ли подготовка к Олимпиаде угрозу объекту всемирного природного наследия «Западный Кавказ». Экологи уверены, что при планируемом размещении объектов на хребте Грушевом, безусловно, создает. Если миссия это подтвердит, будет еще один суд, уже в Швейцарии, по месту регистрации МОК, с исковым требованием отменить решение о проведении Олимпиады в Сочи.

Нашему руководству пора понять: для проведения Олимпиады необходимо не только упрощать въезд иностранцев, но и неукоснительно соблюдать собственные законы и природоохранные требования, а также права своих граждан. В противном случае придется ограничиться спартакиадой.