Экономическая политика: Ответ на риски глобализации
В течение ряда лет российские власти стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако после окончательной либерализации валютного регулирования в тактике ЦБ произошли изменения. В «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год» Банк России фактически отказался от ориентиров по укреплению рубля (диапазон его изменения составляет от 0% до 10%) и впервые явно обозначил свою главную задачу – борьба с инфляцией. Таким образом, ЦБ постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции. То есть такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.
Главным уроком применения фиксированных обменных курсов в конце XX в. стало понимание того, что такой режим не способен защитить от нестабильности денежный и валютный рынки в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на валюты и возникновению финансовых кризисов (напомним, что именно поддержание фиксированного курса в условиях масштабного оттока капитала стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). По мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается. Ответом на это и стало распространение режима таргетирования инфляции.
Режим этот является достаточно новым. Впервые о переходе к прямому таргетированию инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии такой режим был принят денежными властями Канады, Британии, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии, Чили и др. При этом сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, в то время как развивающиеся использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х гг. они также начали переходить к таргетированию инфляции.
В настоящее время этот режим применяют 23 страны, и лишь 7 из них являются развитыми. Более того, опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины, скорее всего, перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию.
Что нужно и кому можно
До недавнего времени считалось, что режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде. Это и заставляло развивающиеся страны очень нерешительно подходить к его введению. Однако в последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к таргетированию инфляции, этот взгляд стал меняться. Теперь возобладало представление, что большая часть условий, которые обычно упоминаются в качестве необходимых для успешного введения режима, являются на самом деле желательными, а не обязательными.
Обычно выделяют три группы таких условий. Во-первых, это реальная независимость ЦБ, а также наличие надежной макроэкономической статистики и квалифицированных аналитиков, что позволяет достоверно прогнозировать инфляцию. Во-вторых, это требования к структуре экономики: цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация должна быть минимальной. Наконец, требования к финансовой системе: наличие устойчивой банковской системы и развитых финансовых рынков.
Можно сказать, что условиям первой группы Россия соответствует частично. ЦБ обладает реальной автономией. А квалификация экспертов позволяет осуществлять достоверное прогнозирование инфляции, хотя всей необходимой и достоверной статистики на настоящий момент нет. Второй группе требований Россия не вполне соответствует: экономика сильно зависит от цен на сырье, многие цены в стране де-факто не являются свободными, остаются отдельные признаки долларизации. Требованиям третьей группы Россия также соответствует лишь частично: хотя финансовая система все еще невелика и подвержена рискам, ее развитие идет быстрыми темпами.
Таким образом, ни одно условие не выполнено полностью. Однако эти условия не выполнялись во многих странах, совершивших переход к таргетированию инфляции, а улучшение институциональной среды в них обычно происходило не до, а после такого перехода. Разумеется, чем лучше соблюдались эти условия на старте, тем лучше были макроэкономические результаты впоследствии. Однако практически при любых начальных условиях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, переходившие к таргетированию инфляции, развивались динамичнее, чем прочие.
Минусы и плюсы
Разумеется, развивающимся странам, ставившим задачу значительного снижения инфляции при переходе к режиму таргетирования, было значительно сложнее выполнять цели по инфляции. Однако, как показывает опыт, волатильность инфляции в них уменьшалась вдвое в течение трех лет после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.
Некоторые страны, переходящие к режиму таргетирования инфляции, имеют дело со значительными потоками капитала, идущими как в страну, так и из нее. А потому их органы денежно-кредитного регулирования пытались совмещать таргетирование инфляции и фиксацию обменного курса внутри заданного коридора. Но практически во всех случаях (Чили, Израиль, Польша, Венгрия) возникал конфликт между выполнением целей по инфляции и по обменному курсу, что приводило к расширению коридора и, в конечном итоге, к отказу от него.
Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт, улучшает макроэкономические показатели. Однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей экономической стратегии. Так, например, контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортоориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста и роста внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.
Российская специфика
Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая ориентированность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, производители, ориентированные на внутренний рынок, из укрепления рубля могут извлечь выгоду – оно ведет к удешевлению импортного оборудования и технологий. Мировой опыт показывает, что инфляционное таргетирование успешно применяется в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (Чили, Мексика, Норвегия), и сама по себе эта зависимость не является непреодолимым препятствием для его введения.
Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ эффективных инструментов воздействия на инфляцию. Сейчас такое воздействие оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но этот инструмент в условиях инфляционного таргетирования неприемлем, так как сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры.
Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ по мере роста реальных процентных ставок в стране. В прошлом году ЦБ дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующем повышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ, что имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике.
Указанные особенности российской экономики не позволят ЦБ на настоящем этапе перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции. Однако движение в этом направлении необходимо. В этом еще раз убеждает инфляционный всплеск осени 2007 г. Именно режим таргетирования инфляции позволяет в наибольшей степени защитить экономику от внешних ценовых шоков: при возникновении такой угрозы ЦБ оперативно ограничивает доступность денег в экономике и не позволяет росту цен перекинуться на внутренний рынок.