Кого радует размер пробок в Москве

Скопление машин в Москве и других городах – радость для производителей шин. Ведь конкуренция на шинном рынке с каждым годом все острее, поясняет Мишель Ролье из Michelin
С. Портер
С. Портер

После неожиданной гибели управляющего Michelin Эдуара Мишлена в 2006 г. руководство компании перешло к родственнику знаменитого семейства и управляющему партнеру Michelin Мишелю Ролье. О планах группы в России и в мире он рассказал «Ведомостям».

1971

занял пост финансового контролера заводов, входящих в состав International Paper

1987

назначен заместителем генерального директора International Paper

1997

занял должность директора юридической и финансовой службы в группе Michelin

2005

стал одним из трех соуправляющих Michelin, отвечает за развитие группы

2,1

млн шин в год планирует выпускать в России Michelin. В прошлом году в России было произведено 36,8 млн шин

Michelin

Производитель шин. Выручка – 16,384 млрд евро (2006 г.). Чистая прибыль – 573 млн евро. ПРОИЗВОДСТВО – 190 млн шин (2006 г.). Акционеры: институциональные инвесторы – 51,8% акций, паевые фонды – 28,95%, менеджмент – 2,1%. Капитализация – 12,46 млрд евро. 1889 г. в местечке Клермон-Ферран братья Эдуар и Андре Мишлен создали фирму, которая поначалу выпускала детские резиновые мячи, трубки, ремни. 1891 г. Michelin получила патент на производство съемных пневматических шин. 1907 г. Michelin построила первую фабрику за пределами Франции – в Турине. Сейчас компании принадлежит 69 заводов в 19 странах.

– Ваш отец долго работал в Michelin управляющим партнером. Вы решили пойти по его стопам?

– Мой отец был управляющим Michelin на протяжении 20 лет до 1991 г. Я пришел в компанию только в 1996 г., а управляющим партнером стал спустя девять лет. Повторять карьеру отца не входило в мои планы. Большую часть жизни я проработал в бумажной промышленности и уходить оттуда не собирался. В Michelin меня пригласил Эдуар Мишлен, с которым мы были давно знакомы. Это была прекрасная возможность поработать вместе, и я принял предложение.

– Почти вся полнота власти в Michelin – у трех управляющих партнеров, что позволяет семье Мишлен контролировать компанию. После гибели Эдуара Мишлена, дети которого слишком молоды, чтобы возглавить компанию, заговорили о недостатках такой схемы. Возможна управленческая реформа?

– После гибели Эдуара полное руководство на некоторое время перешло ко мне, но вскоре у компании появились еще два соуправляющих партнера, которые прекрасно дополняют друг друга. При этом у Michelin также есть наблюдательный совет, избираемый акционерами. Такая структура придает большую стабильность, и менять ее мы не собираемся.

– В 60–90-е гг. Michelin открывала или покупала новое предприятие чаще чем раз в год. Как вы оцениваете текущие темпы роста бизнеса компании?

– Темпов, которые были в те годы в странах Западной Европы и США, уже давно нет. Предприятия стали гораздо крупнее, и необходимости открывать так часто новые производства нет. Темпы роста производства, удерживать которые мы стремимся сегодня, – порядка 3,5% в год. Во многом таким ростом мы обязаны России и Азии.

– Пару лет назад Michelin вернула себе лидерство по объему выручки в мировом рейтинге шинных компаний, но в 2006 г. снова уступила его японской Bridgestone. Кто станет лидером в этом году?

– Bridgestone опередила нас примерно на 60 млн евро. По сравнению с почти 16,5 млрд евро чистых продаж Michelin этот отрыв выглядит совсем незначительно. В этом году тройка лидеров останется неизменной – Bridgestone, GoodYear и Michelin. Bridgestone недавно приобрела американскую Bandag, занимающуюся восстановлением шин. Эта сделка должна позволить компании увеличить продажи, и, я думаю, они станут лидерами и в этом году.

– Основная проблема европейских производителей – конкуренция со стороны компаний из стран Азии.

– Производители из Китая и Кореи действительно все активнее выходят на европейские и американские рынки. Но пока основная конкуренция с ними разворачивается в основном в низшем ценовом сегменте. Michelin традиционно удерживает свои позиции благодаря силе марки и высокому качеству. У компании серьезная программа по сокращению издержек. Основная цель – увеличение производства, но не за счет роста себестоимости. Операционная рентабельность в 2007 г. должна быть в районе 10%.

– Какие рынки ключевые для компании?

– Традиционные – Западная Европа и Северная Америка. К числу стратегических рынков уже присоединился Китай. А вскоре к ним добавятся Индия и Южная Америка. Здесь Michelin добивается увеличения продаж. Уже принято решение об увеличении мощностей нашего завода в Китае, в Южной Америке мы приступили к созданию нового завода. Россия – также быстро растущий рынок, на котором Miсhelin планирует увеличивать свое присутствие.

– Michelin первой из иностранных производителей открыла завод в России в 2004 г. Есть планы по увеличению мощностей предприятия в Давыдове?

– Мы пока не вышли на максимальную мощность, но вскоре планируем это сделать. Темпы роста спроса в сегменте высокотехнологичных шин, который нас интересует, в России сравнимы с показателями в странах Азии, включая Китай. У нас есть заводы в Польше, Румынии и Сербии, что дает возможность импортировать шины в Россию. Когда этот потенциал будет исчерпан, мы, безусловно, примем решение о строительстве дополнительных мощностей.

– Какие позиции у Michelin на российском рынке сегодня?

– Цифра от общего объема продаж шин на российском рынке вряд ли будет показательной. Шинный рынок четко сегментирован. В приоритетном для Michelin премиальном сегменте высокотехнологичных грузовых и легковых шин доля Michelin в России примерно такая же, как и во всех других странах: от 15% до 20%.

– Как вы оцениваете перспективы развития российских производителей: стоит ли им продолжать развиваться самостоятельно или без альянсов с зарубежными партнерами не обойтись?

– Не мне давать советы. Каждый из них вправе делать самостоятельный выбор с учетом технологического уровня своего производства. Иностранным производителям партнерство с россиянами может дать большие преимущества, главное – увеличение доли на рынке. Но всегда есть и другой вариант: поэтапное развитие при полном сохранении собственной независимости. Четких правил здесь нет, а выбор всегда дается тяжело.

– А Michelin рассматривает возможность кооперации с кем-то из российских производителей или продавцов шин для развития собственной розничной сети Tyre Plus?

– Мы не разглашаем подобную информацию на стадии переговоров. Все заявления могут быть сделаны только после заключения сделок.

– Вы первый раз в России. Какие впечатления?

– В первую очередь в глаза бросается количество машин и размер пробок на улицах Москвы. Для нас, как для производителей шин, это очень показательно (улыбается).