Нас не прогонят!
Американский посол и торговая палата попросили первого вице-премьера Сергея Иванова сохранить льготы «Автотору»Американцев беспокоит намерение российских властей отобрать у калининградского автосборщика «Автотор» таможенные льготы, которыми он пользуется по закону об особой экономической зоне с 1996 г. Мировые автоконцерны сейчас строят в России заводы по соглашению о промышленной сборке, которое дает льготы в обмен на обязательства по локализации производства. И они недовольны исключительным положением «Автотора». В мае этого года правительство подготовило постановление, отбиравшее льготы у «Автотора». Но в последний момент в документе появилась приписка, позволившая заводу работать на прежних условиях по уже заключенным контрактам, и постановление было принято с этой припиской.
Льготный рост. 19 261
автомобиль GM и GM Dat собрал «Автотор» в 1-м полугодии 2007 г., показав рост в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., по данным «АСМ-холдинга».
В распоряжении «Ведомостей» оказались письма посла США Уильяма Бернса (от 7 сентября) и президента Американской торговой палаты Эндрю Соммерса (от 25 июля) первому заместителю председателя правительства России Сергею Иванову. Посол пишет, что General Motors (GM) проинформировала его об изменениях «к федеральным нормативным положениям, которые могут негативно отразиться на инвестиционной активности компании». Посол знает, что GM и торговая палата уже обратились к Иванову напрямую, и надеется, что изменения не будут противоречить «ранее согласованным договоренностям и государственным гарантиям».
Управляющий директор GM-СНГ Уоррен Браун не стал комментировать переписку, но подтвердил, что GM обсуждает эту тему с российским правительством. Он отметил, что GM очень довольна сотрудничеством с «Автотором» и рассчитывает на его продолжение. Представитель посла США в России, ознакомившись с письмом, сказал, что посольство не комментирует переписку Бернса. Американская торговая палата также отказалась от комментариев.
GM обращалась в Минэкономразвития, рассказывает чиновник этого министерства. Решение сохранить или отменить льготы пока не принято, вопрос должен решиться на этой неделе на совещании с участием министров экономразвития и промышленности и энергетики, говорит он. Представитель одного из автопроизводителей утверждает, что документ об отмене льгот «Автотора» с 1 января 2008 г. находится на согласовании в министерствах и ведомствах.
На «Автоторе» о письмах не знают. Гендиректор автозавода Валерий Горбунов думает, что у посла устаревшая информация. «Но если правительство действительно думает над пересмотром условий работы «Автотора», то письмо посла – логичный шаг», – считает он.
GM оказалась в двух лагерях одновременно, говорит аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак. Ведь и GM строит по постановлению о промышленной сборке завод в Петербурге (мощность – 70 000 автомобилей в год, инвестиции – до $300 млн). В конце 2008 г. там начнется выпуск Chevrolet Captiva и Opel Antara. При этом на «Автоторе» GM собирает не только дорогие Hummer, Cadillac и внедорожники Chevrolet, но и массовые модели GM Dat, в том числе Chevrolet Aveo и Lacetti. Завод в Петербурге вряд ли захочет терять прибыль из-за льготной сборки почти 40 000 автомобилей на «Автоторе», говорит Пак.