Госкорпорации: Опять перестройка
С западными партнерами, лидерами хайтека, можно работать только на равных, открыто, создавая совместные продукты, привлекая их хоть чем-либо, используя их конкуренцию между собой. Не мы им, а они нам крайне необходимы. Для того чтобы с ними сотрудничать, нужно, чтобы интерфейс был одинаковый. Иначе им нужны будут только российские покупатели их изделий: ОГК, ТГК, газонефтедобывающие компании, «Аэрофлот» – чтобы поставлять свои самолеты, свои турбины, свои двигатели. И все.
Вопреки накопленному мировому опыту и существующим формам эффективного развития промышленности передовых стран, доказавшим свою состоятельность, апологеты госкорпораций пытаются снова направить Россию по своему, непроторенному пути. Пока не принято окончательных решений, которые, по моему глубокому убеждению, приведут к катастрофе, необходима серьезная, взвешенная дискуссия.
Перелицовка
Сегодня наша страна богата, накоплены колоссальные средства, появилось наконец намерение вкладывать в развитие государства необходимые и достаточные для прорыва деньги. Раскупоривается так тщательно оберегаемый доселе стабфонд. Но есть сомнения в правильности и эффективности использования средств.
Да, в максимально закрытых областях, не зависимых от международного партнерства и по сути своей внутригосударственных, организационно-правовая форма госкорпорации возможна. Никто не ставит под сомнение создание в России госкорпорации в области ядерного машиностроения и ядерных боеприпасов.
Но зачем нужна столь закрытая и непрозрачная структура для высокотехнологичных отраслей гражданской направленности, таких как машиностроение? К тому же чрезмерное увлечение госкорпорациями приведет к неизбежному длительному процессу новой административной реструктуризации, росту коррупции, дублированию госструктур, непониманию со стороны западных партнеров, инвесторов, как и с кем в России все-таки можно сотрудничать.
Очередная перестройка в новой России западным миром уже воспринимается крайне настороженно. В лучшем случае она заставит их выжидать, заморозив существующие проекты. А в худшем – окончательно оттолкнет от России.
Госкорпорации в случае их создания вынуждены будут иметь дело с теми же мировыми лидерами – американскими General Electric, UTC, европейскими Siemens, Rolls Royce, Alstom или японской Mitsubishi Heavy Industries (привожу примеры из близкой мне области машиностроения). А все эти транснациональные компании – акционерные общества, которые живут совершенно по другим законам. И при этом выполняют важнейшие стратегические заказы государства. А у нас главный апологет госкорпораций открыто заявляет в прессе, что зарубежный опыт нам нужен для того, чтобы сделанные прорывные открытия затем реализовать в серийном производстве уже как собственное ноу-хау. Что он говорит? Весь мир создает наднациональные продукты, наднациональные проекты и вместе делит риски и рынки. А нам предлагают у них научиться, чтобы потом их кинуть и реализовать приобретенное как собственное ноу-хау... И мир что – будет на все это смотреть?
Путь к катастрофе
Нам, без сомнения, нужны западные партнеры в области авиационных двигателей – военных, гражданских, нам нужны партнеры в создании турбин для генерации, для создания современного парогазового цикла, для создания современных систем транспортировки газа. Сегодня весь мир объявил крестовый поход в поддержку процессов энергосбережения. Мы же к этому процессу не имеем никакого отношения. На Западе стоит задача увеличить КПД двигателей в два раза к существующему, снизить за 5–10 лет эксплуатационные расходы самолетов по топливу на 20%. Мы же в этом процессе просто не участвуем. А это совершенно иные скорости, это совершенно иной расход топлива, это высочайший КПД турбин, это полностью иной интегральный коэффициент. Вот задачи и вызовы, стоящие перед отечественным машиностроением.
При этом на Западе уже давно не шарахаются от понятия частной собственности, частно-государственного партнерства. Они уже доказали и свою состоятельность, и свою патриотичность, и государственность, наконец. А у нас продолжается популистское внедрение в сознание масс представления о том, что все беды от собственников. Но во-первых, это не так, а во-вторых, основные вызовы у нас совершенно иные. К сожалению, сегодня страна не хочет признавать, что у нее нет адекватных ответов на многие вопросы. К счастью, на многие вызовы времени уже появились ответы, но на многие – все еще нет! И пока мы здесь будем структурироваться и пересаживаться, Запад уйдет в абсолютный отрыв, который для нас окажется полным космосом.
Я считаю, что это путь к катастрофе. В случае потери времени на очередную административную реструктуризацию речь будет идти о практически безвозвратной утрате отдельных функций. В первую очередь это будет утрата функции репродукции отдельных высокотехнологичных сегментов. Когда она прерывается в тех сферах, от которых не зависит стратегия государства, – это одно. Но если будут затронуты важнейшие отрасли и начнется накопление этих утрат, страна вообще уже ничего не сможет. А за этим последует или смена строя, или потеря суверенитета...
Необходим жесткий контроль – действуйте! Необходима промышленная стратегия – принимайте! Необходим прорыв – реализуйте при максимальной государственной поддержке. Еще раз повторю: в России уже имеются все необходимые механизмы и структуры, способные осуществлять как госконтроль, так и направлять развитие промышленности страны в целом. Беда-то не в структурах, а в головах...
Только форма
Откуда уверенность, что после создания госкорпораций все вдруг изменится как по мановению волшебной палочки? Что, уже существуют спецшколы и колледжи, где обучают управленцев, способных реализовать прорыв? Нет. Или первыми лицами госкорпораций назначаются личности, способные действительно обеспечить необходимый рывок, имеющие историю успехов? Так нет этого. Путем внутрикорпоративных пересадок изыскиваются наиболее лояльные либо близкие и доверенные, будто адепты некого тайного братства.
Нужно совсем иное решение наших проблем. Есть мировые лидеры в области хайтека. Что нужно России? Посмотреть, как они создавались, как они устроены, как управляются, в чем секрет их эффективности. И наконец, какие у них отношения с государством. Анализировать, учиться и внедрять передовые тренды у себя.
Но нам вместо этого нужны госкорпорации. Аргумент сторонников этой формы – контроль над ценообразованием. Но этот аргумент несостоятелен, поскольку на формирование цены влияет не форма собственности, а масштаб производства. Если производить штуки изделий, то какова может быть цена продукта? Эксклюзивный товар дорог. Необходимы усилия государства по созданию этого масштаба и адекватность самого бизнеса в ответе вызовам времени по масштабированию производства, необходимым темпам роста.
Второй аргумент – что госсредства эффективно используются только в госструктуре – тоже не находит абсолютного подтверждения. Примеров неэффективных или уже развалившихся госкомпаний множество.
При этом сидящие в руководящих креслах департаментов, министерств, агентств, штабов, управлений, все провалившие на глазах у всей страны, вдруг дружно кинулись в поддержку госкорпораций. Им крайне выгодно спрятаться за новую идею, чтобы снять с себя ответственность за все то, что провалили... И более того, не принимая сегодня никаких решений относительно собственно продукта, уводя в область формальных экспериментов, они в большей степени чем кто-либо способствуют превращению России в сырьевой придаток.
С тем, что наша промышленность должна быть крупной, конкурентоспособной и размер промышленности должен быть тождественным уровню конкурентоспособности, естественно, никто не спорит. Но при этом промышленность должна состоять из таких же компаний, как и во всем цивилизованном мире, – акционерных обществ. Хочет ли государство иметь в них 100%-ное участие или контрольный пакет, но именно государство, а не какие-то агенты или клевреты. И в любом случае степень общественного контроля над этими большими компаниями должна быть беспрецедентна.
Что бы нам сегодня ни говорили, есть реальная жизнь, есть реальное состояние промышленности, армии, и оно далеко от того, чтобы позволительны были какие-то новые эксперименты. Армия сегодня полностью зависит от отечественной промышленности. Раньше необходимы были денежные вливания. Но сегодня армия финансируется, и реальное проведение ее модернизации зависит от наличия в промышленности репродуктивных функций, от способности промышленности к расширенному воспроизводству. Вот где решение, а не в создании госкорпораций, по сути, в чистом виде технологической опричнины.-