BHP Billiton меняет правила игры
О том, что BHP Billiton хочет изменить систему торговли железной рудой, заявил директор по маркетингу компании Питер Тот. Сейчас крупнейшие поставщики руды – BHP, Rio Tinto и бразильская Companhia Vale do Rio Doce – ежегодно проводят переговоры с группой крупнейших покупателей во главе с Китаем. На переговорах устанавливается цена руды на год.
Теперь BHP намерена сократить долю руды, продаваемой по годовым контрактам, и увеличить продажи на спотовом рынке. При этом BHP предлагает ввести рыночный индекс цен на железную руду, который ляжет в основу расчета договорных цен.
Соглашение между поставщиками и покупателями руды, заключенное в декабре 2006 г. на 12 месяцев начиная с апреля 2007 г., предполагает повышение цены на руду на 9,5%. Однако цены на спотовых рынках растут быстрее. Например, за последний год руда на спотовом рынке в Индии подорожала на 145%, в Австралии – на 39%, в Бразилии – на 71%. По итогам 2007 г. ожидается соглашение между поставщиками и покупателями о повышении цены на руду на 30–50%.
«Инициатива не коснется переговоров [с потребителями] в этом году, но индекс железной руды станет существенным шагом вперед в усовершенствовании ценового механизма отрасли», – добавил Тот. При этом введение нового механизма не скажется на безопасности поставок и связях с клиентами, уверен он. Индекс, по его мнению, поможет покупателям и продавцам сформировать общее понимание рыночных цен и ускорит процесс согласования годовых цен, сделает его менее острым и конфронтационным.