Дмитрий Чернышенко: «Все знали, что я из Сочи», - Дмитрий Чернышенко, гендиректор оргкомитета зимних Олимпийских игр Сочи-2014

На заре российского капитализма Дмитрий Чернышенко делал рекламные ролики для МММ и Procter & Gamble, а теперь отвечает за многомиллиардный бюджет Олимпиады-2014
М. Стулов
М. Стулов

Уроженец Сочи Дмитрий Чернышенко учился кататься на горных лыжах в Красной Поляне задолго до того, как там появились подъемники для спортсменов. Наверное, из-за такого опыта он до сих пор отдает предпочтение экстремальным видам спуска с вершин по целине. «Фантастическое, неповторимое ощущение, когда паришь в снежном пуху, – мечтательно повествует Чернышенко и тут же деловито добавляет: – Главное, чтобы тебя на дно лавины не утащило. А так – плывешь и плывешь себе в потоке, 95% случаев – со счастливым исходом».

Мы беседуем в «Джонн Булл пабе» на Пресне. 39-летний Чернышенко, живущий неподалеку, в бытность рекламистом любил зайти сюда после работы, а в выходные – пообедать с семьей. Его старшая дочь сейчас изучает медиабизнес в Лондоне. Гендиректор оргкомитета зимней Олимпиады «Сочи-2014» сожалеет, что из-за плотного графика новой работы не вставал на лыжи последние два года. Зато в Лондоне бывает регулярно: устроители Олимпиады в Сочи набираются опыта у организаторов летних лондонских Олимпийских игр 2012 г. В ближайшие семь лет Чернышенко предстоит заниматься финансовым планированием олимпийских строек и собственно Игр, их рекламой, маркетингом и освещением, отчитываясь обо всем этом перед МОК. «Кроме того, именно нам предстоит заработать около 70% бюджета игр на спонсорских, рекламных контрактах, продаже билетов и сувенирной продукции», – добавляет он. Бюджет Олимпиады (без учета строительства инфраструктуры) – $1,5 млрд, а Международный олимпийский комитет выделяет только $310 млн. «Теоретически МОК может отозвать у города право проведения игр, если организаторы безнадежно отстают от графика подготовки, но в нашей ситуации, когда президент относится к Олимпиаде как к главному национальному проекту, это, по-моему, просто невероятный сценарий», – рассуждает Чернышенко.

Ему видней: помимо руководства оргкомитетом Олимпиады Чернышенко работает секретарем совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта. Это стратегический орган управления олимпийским проектом, во главе совета стоит Владимир Путин, а президиум возглавляет премьер-министр Виктор Зубков. Сейчас, когда отлаживается работа олимпийского оргкомитета, Чернышенко, по его словам, общается с Зубковым практически ежедневно. В функции совета входит не только подготовка к Олимпиаде, добавляет он: «Мы же во время заявочной кампании бодро так рапортовали: Олимпиада будет служить катализатором для ускорения развития целого региона, для улучшения отношения к стране... И вот пожалуйста – нам дали в руки инструментарий, чтобы эту задачу осуществить».

До того как стать спортивным функционером, Чернышенко 15 лет занимался рекламой. «Пока учился в Станкине на программиста, освоил трехмерную графику – и нарисовал для МММ их первый рекламный ролик, получил за него сумасшедший для того времени гонорар в $1500. Это мою карьеру и предопределило», – весело рассказывает он. В 1993 г. Чернышенко стал соучредителем рекламного холдинга Media Arts вместе с однокурсниками Ильей Слуцким и Алексеем Красновым и американским миллионером Эндрю Тобайсом, их компания снимала много известных роликов по заказу, например, Mars и Procter & Gamble (Тобайс вышел из проекта во время кризиса 1998 г.). Отвечая на вопросы об этом периоде жизни, Чернышенко тщательно подбирает слова. Хотя оснований для возможного конфликта интересов у него как будто нет: свою долю (30%) в бизнесе он продал сразу, как получил предложение возглавить заявочный комитет «Сочи-2014».

А на чиновничий олимп он угодил, по сути, благодаря собственной любознательности. В 2002 г., когда знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов возглавил Госкомспорт, Чернышенко попросил своих аналитиков исследовать рынок спортивного маркетинга в России – и получил прогноз его взрывного роста в ближайшие годы. «В мире объемы рынка спортивного маркетинга превосходят объемы рекламного рынка в десятки раз. – Чернышенко и сейчас испытывает воодушевление, говоря об этом. – Сюда еще придут крупнейшие игроки западного рынка и принесут свою клиентскую базу в лице транснациональных корпораций. Точно так же было с рекламным рынком в начале 1990-х».

Окрыленный такой перспективой, бизнесмен создал агентство спортивного маркетинга Sportima и отправился знакомиться с Фетисовым (по словам Чернышенко, раньше они никогда не встречались). Кроме Sportima, в то время спортивным маркетингом в России никто не занимался, и это агентство стало партнером Росспорта по продвижению крупных соревнований типа «Лыжня России» и «Кросс нации». Так что решение главы Госкомспорта предложить кандидатуру Чернышенко на пост гендиректора заявочного комитета «Сочи-2014» было, по мнению бывшего рекламиста, логичным. «К тому же все в Госкомспорте знали, что я из Сочи, – ассоциативная цепочка, видимо, была короткой», – смеется он. Кстати, родители Чернышенко по-прежнему живут там и, как он шутит, «ведут разъяснительную работу с соседями на тему, что Игры – благо для жителей региона».

Вопросы об уходе из бизнеса и финансовых условиях работы в оргкомитете заставляют Чернышенко сосредоточиться настолько, что он до конца обеда едва притрагивается к своему карпачо из лосося. Его трудовое соглашение по руководству оргкомитетом Олимпиады действует до 2014 г. и может быть продлено еще на два года, на период после игр, если Чернышенко справится с Олимпиадой. «У меня будет белая зарплата, размер которой установит наблюдательный совет. Буду бороться, чтобы зарплаты у нас были рыночного уровня, иначе мы не сможем привлечь с рынка специалистов адекватного уровня, в том числе иностранных, – серьезным тоном обещает Чернышенко. – Оргкомитет создан в форме автономной некоммерческой организации и поэтому не связан с госбюджетным регулированием или законом о госслужащих – поэтому, кстати, меня нельзя назвать чиновником». По словам главы оргкомитета «Сочи-2014», первый взнос для создания условий для работы сделает федеральный бюджет, дальше оргкомитет сам будет зарабатывать себе на жизнь, привлекая средства для Олимпиады. При этом делать отчетность комитета публичной «пока не планируется».

«Безусловно, когда я был партнером в частной компании, одной из крупных на рынке (выручка холдинга Media Arts за 2006 г. оценивается в $280 млн. – «Ведомости»), была абсолютно другая свобода в принятии [финансовых] решений и совершенно другой уровень доходов, – признается Чернышенко под конец встречи. – Но поскольку в жизни дается только один шанс провести и выиграть Олимпийские игры, я абсолютно не кривил душой, когда говорил, что заявочная кампания «Сочи-2014» – самый счастливый случай в карьере рекламиста. Материальные проблемы давно решены, я вполне обеспеченный человек и полностью сконцентрирован на этом проекте. Даже немножко страшно думать, чем же я займусь после того, как проведу Олимпиаду».

Что организует Чернышенко

Кто даст деньги Зимняя Олимпиада Сочи-2014 сопровождается Федеральной целевой программой «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта в 2006–2014 гг.» (принята правительством РФ 7 июня 2006 г.). Инвестиции в рамках программы – 313,9 млрд руб. в период 2006–2014 гг. (около $12 млрд). Планируется, что около половины (135 млрд руб.) составят частные инвестиции. Что построят Планируется построить: две олимпийские деревни, 11 новых спортивных объектов, объединенных в два комплекса, расположенных на расстоянии 48 км, легкую железную дорогу (протяженностью 50 км), более 57 000 гостиничных номеров, способных принять более 100 000 человек. Итого в пределах 50 км от двух центров Олимпийских игр будут расположены около 138 000 номеров, готовых принять гостей Олимпиады. Транспортная инфраструктура также будет улучшена благодаря реконструкции и строительству 580 км дорожного полотна и реконструкции аэропорта (к 2014 г. его пропускная способность увелится вдвое до 2500 человек в час).