UC Rusal вместо «Норникеля»

Алюминиевый гигант предложил Прохорову продать акции «Норникеля». Для этого UC Rusal готова провести допэмиссию
М. Стулов

United Company Rusal

алюминиевая компания. Создана в 2006 г. Выпускает около 4 млн т алюминия в год (крупнейший производитель в мире). ВЫРУЧКА (2006 г.) – $13 млрд. EBITDA – $5 млрд. Акционеры – En+ (66%, принадлежит Олегу Дерипаске), бывшие акционеры «Суала» (22%), Glencore (12%).

UC Rusal летом начала консультации с группой «Онэксим» Михаила Прохорова по поводу покупки доли в «Норникеле», рассказали «Ведомостям» несколько источников, близких к никелевой компании и акционерам UC Rusal. Слышали об этом и два бизнесмена, знакомых с Прохоровым.

Обсуждалась возможность того, что алюминиевый холдинг выпустит допэмиссию акций в пользу Прохорова, а оставшаяся часть сделки была бы оплачена деньгами, добавляет источник, близкий к одному из акционеров UC Rusal. Это подтверждает консультант UC Rusal по одному из проектов.

Никаких документов стороны не подписали, уверяют собеседники «Ведомостей».

Представители UC Rusal и ее акционеров («Базэла» Олега Дерипаски, «Реновы» Виктора Вексельберга и швейцарского трейдера Glencore) от официальных комментариев отказались, как и представитель группы «Онэксим» Михаила Прохорова.

Консультации группы с UC Rusal уже не так актуальны, уверяет источник, близкий к «Онэксиму». По его словам, Прохоров рассматривает все варианты, но сейчас более склонен к увеличению, а не продаже своей доли в «Норникеле».

UC Rusal будет диверсифицировать бизнес, обещал в прошлом году гендиректор компании Александр Булыгин.

UC Rusal наверняка хочет быть крупнейшим акционером «Норникеля», покупать просто блокпакет ей не очень интересно, рассуждает топ-менеджер инвестбанка, знакомый с нынешними владельцами «Норникеля». Потанин на это вряд ли согласится. Без него в этой истории в любом случае не обойтись, уверен собеседник «Ведомостей».

Представитель «Интерроса» отказался от комментариев.

Потанин недавно говорил в интервью «Ведомостям», что считает, что у него с Прохоровым были достигнуты договоренности о продаже большей части доли в «Норникеле» ему. Прохоров не раз заявлял, что имеет право продавать свою личную долю кому угодно.

Несколько топ-менеджеров инвестбанков считают претендентами на долю в «Норникеле» ведущие горнодобывающие компании мира – BHP Billiton и CVRD. Их представители от комментариев отказались.

Иностранцам долю в «Норникеле» не позволят приобрести власти, полагает аналитик «Атона» Дмитрий Коломыцын. Так что UC Rusal – самый реальный претендент на долю в «Норникеле», считает он: компании хорошо дополняют друг друга, по сути, это было бы началом создания русской Rio Tinto.

Если исходить из того, что Дерипаска не захочет терять контроль над UC Rusal, то Прохоров за долю в «Норникеле» может получить в UC Rusal 10–15%, еще $8–9,5 млрд UC Rusal придется доплатить деньгами, полагает Коломыцын. Капитализация «Норникеля» сейчас около $50 млрд (личная доля Прохорова стоит $12,5 млрд). UC Rusal Коломыцын оценивает в $30 млрд. Долг алюминиевого холдинга – около $7 млрд, но ему по силам занять нужную сумму, считает Коломыцын.

Эта схема может остаться на бумаге: переговоры Прохорова со сторонними покупателями могут подтолкнуть Потанина к активным действиям и партнеры договорятся о разделе активов, говорит аналитик Deutsche Bank Александр Пухаев.

Сложности с разделом

Слухи о том, что UC Rusal может приобрести долю в «Норникеле», появились в начале лета вслед за информацией о сложностях в разделе активов Прохорова и Потанина. Каждый из них через собственные структуры владел по 22% акций «Норникеля». Еще 8% находилось в собственности их общей компании «КМ-инвест», но управлял ею Потанин. Летом Прохоров начал скупать акции «Норникеля» на рынке и довел свою личную долю до 25%. В начале октября Прохоров потребовал от Потанина продать долю «КМ-инвест» в «Норникеле». Поводом стало то, что стороны не смогли договориться о составе совета директоров компании. Покупателем может выступить Прохоров, Потанин или третья сторона, считает «Онэксим». «Интеррос» с продажей не согласен.