Анатомия здания: Битва за стандарты


На российском рынке строительных материалов начинается передел. За место под солнцем и в девелоперских проектах борются лоббисты металлоконструкций и приверженцы бетона. За первыми стоят новый век, современные технологии и весь прогрессивный мир. Позиции вторых подкрепляют многолетняя традиция работы в советском строительстве, мощный производственный комплекс и законодательная база.

Рано или поздно все-таки именно металл станет основой для объектов нового поколения. Однако для его применения не разработаны даже национальные стандарты.

Корпорация Mirax Group в очередной раз оказалась в центре событий, подписав весной 2007 г. договор на прокат и поставку металла с крупнейшей международной сталелитейной компанией ArcelorMittal (Arcelor). По договору Arcelor осуществит поставку 9500 т металла для конструкций башни “Восток” делового комплекса “Федерация”. Вице-президент Mirax Дмитрий Андреев пояснил, что компания подписала договор именно с Arcelor, потому что продукция этого производителя соответствует самым высоким стандартам качества. Несколько месяцев спустя, летом 2007 г., Mirax выступила инициатором конференции на тему состояния российских норм проектирования и строительства сооружений из металлоконструкций. А точнее, на тему отсутствия современных правил в этом секторе. На конференцию даже были приглашены эксперты из лондонского института стали Steel Construction Institute (SCI). В сентябре этого же года в лентах новостей появилось сразу несколько сообщений о сделках по покупкам цемента между российскими и зарубежными компаниями.

Описанные события на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Но на практике они связаны в одну тенденцию. Проще говоря, на рынке идет борьба за стандарты между старой советской школой строителей и производителей и поколением новых девелоперов.

Рожденные временем

В Россию пришел век новых материалов и стандартов, потому что наступило время новых форматов недвижимости – небоскребов, других нестандартных, технически сложных сооружений. Больше всего таких объектов будет сосредоточено в московском “Сити”, проекте “Новое кольцо Москвы” и современных районах Подмосковья, где многофункциональные комплексы застраиваются жильем, развлекательной, спортивной, бытовой инфраструктурой (как “Рублево-Архангельское” в Красногорске).

На одной из пресс-конференций главный архитектор столицы Александр Кузьмин сообщил, что около 7% москвичей не отказались бы, судя по опросам общественного мнения, жить в высотных зданиях. Это желание горожан объясняется их интересом к нестандартным квартирам, которые в любой высотке отличаются от типового жилья. Примерно то же можно сказать об офисах, которые стали вторым домом для многих работающих граждан (в башне “Федерация” в “Сити” будут кроме офисов и апартаменты). По словам Кузьмина, в будущем москвичи смогут реализовать свои мечты: сейчас столичными архитекторами разрабатываются проекты 140 небоскребов. Основной зоной строительства этих зданий станет территория, расположенная между Третьим и Четвертым транспортным кольцом.

В конце сентября началось строительство башни “Россия”, самой высокой в Европе (612 м), которую возводит компания Шалвы Чигиринского “СТ Тауэрс”, на 17–18-м участках в деловом центре “Сити”, сообщает “Интерфакс”. Проект “России” девелопер не доверил отечественным архитекторам, комплекс разработало архитектурное бюро Foster & Partners. В строительстве московского шедевра будут применяться новейшие технологии. Три грани башни обеспечат ее максимальную устойчивость, этажи здания будут построены без несущих колонн, что стало возможным благодаря использованию веерных опор по сторонам каждого крыла. Под офисные помещения в комплексе будет выделено 120 000 кв. м, под гостиничные – 25 000 кв. м, три подземных этажа превратятся в просторный атриум с торговыми помещениями. Увенчает высотку смотровая площадка на семи самых верхних этажах, а под землей конструкция завершится паркингом на 2100 машино-мест.

Эра великих открытий

В мире на рубеже последних двух веков приобрела популярность технология строительства небоскребов из металлоконструкций, рассказал президент Всероссийской ассоциации металлостроителей (ВАМ) Юрий Елисеев. Впрочем, металл широко стал применяться почти во всех видах недвижимости. Представители ВАМ побывали недавно в Китае на месте предстоящей в 2008 г. Олимпиады и признались, что такого количества объектов причудливых форм, выполненных из металла, они раньше не видели. В Москве в пример можно привести, пожалуй, только единичные спортивные объекты начала 2000-х гг. Возведен практически полностью из металла стадион “Локомотив” на Большой Черкизовской улице, проект которого разработали архитекторы “Моспроекта-4”. Ледовый дворец на Ходынском поле построен фирмой “Монарх”, компанией ГД “Центр” и “Москапстроем” с применением металлоконструкций. Теперь растут не по дням, а по часам небоскребы. Эра металлических сооружений в Москве началась.

По данным пресс-службы финского производителя металлопродукции компании Ruukki, российские меткомбинаты в последние несколько лет мобилизуют все усилия. Конкуренция здесь более чем жесткая. Еще весной 2003 г. один из крупнейших в России производителей металлопродукции – ММК наладил выпуск оцинкованного листа и листового проката с полимерным покрытием. Как утверждают в ММК, это вызвало интерес со стороны потребителей, большей частью строителей, и сделало комбинат полноправным и влиятельным участником российского рынка оцинковки и полимерки. Аналогичный агрегат был введен в строй на НЛМК.

Такой ажиотаж вокруг продукции из металла можно объяснить многими причинами. До 1990-х гг. этот материал применялся в строительстве жилья и коммерческой недвижимости в России не так широко, как популярный бетон. Теперь российский рынок активно начали осваивать зарубежные производители, привычные к металлу. В конце концов, в последние годы в России подорожал цемент. Однако широкое применение металлоконструкций в

гражданском строительстве пока еще тормозится многими факторами – хотя бы отсутствием подробных и современных национальных стандартов проектирования и строительства объектов из металлоконструкций.

Некоторые девелоперы осознали свою причастность к новой глобальной тенденции, находясь в процессе стройки. Ходят слухи, что руководство Mirax приняло решение использовать металл, когда дошли примерно до 40-го этажа башни “Федерация”.

Заместитель председателя правления корпорации Артур Александров на летней конференции на тему стандартов в строительстве акцентировал внимание больше на том, что Mirax не сразу нашла подходящего поставщика металлоконструкций для башни. Девелопер столкнулся с двумя проблемами: российское качество изделий не подходит для будущего небоскреба, а зарубежная продукция должна пройти сложный процесс сертификации на территории России.

Если говорить о качестве продукции российских металлургических заводов, то о нем ведутся очень бурные споры. По мнению Сергея Тюрина, заместителя генерального директора MosCityGroup (строит многофункциональный центр в подземном пространстве Павелецкой площади, несколько объектов в “Сити”, жилые районы в Подмосковье), конструкции нужных параметров и характеристик отечественные предприятия готовы произвести на заказ, но это стоит гораздо дороже, чем привезти материалы из Европы. Качество той же немецкой стали все-таки превосходит российскую. Как говорят в Ruukki, большую часть полимерки и оцинковки на русских стройках обеспечивают зарубежные металлургические комбинаты. По качеству эта продукция пока явно опережает российские аналоги. Среди наиболее известных иностранных производителей кроме транснациональной Arcelor Mittal – английский Corus.

Сталь против бетона

Металл и материалы из него считаются более прогрессивными, если сравнивать их применение, например, с деревом или железобетоном в одних и тех же видах сооружений. Сейчас сталь используется в большепролетных конструкциях, которые являются неотъемлемой частью зданий бассейнов, просторных спорткомплексов, торговых центров, складов. Но когда-то, в первой половине XX в., такие же сооружения строили с применением дерева.

Металлоконструкции более пожароустойчивы, сейсмоустойчивы и долговечны. С другой стороны, бетонные сооружения не подвержены коррозии. В то же время стальные профили из горячеоцинкованной стали тоже защищены от коррозии, причем на протяжении всего срока службы здания. 275 г цинка на 1 кв. м достаточно для 100 лет эксплуатации конструкции, по данным группы предприятий “Стальные конструкции”. Изделия из металла также считаются более экологически чистыми.

За последние два года к удовольствию лоббистов металла спрос в России на некоторые виды металлопродукции сильно вырос. По данным, озвученным экспертами на 2-й конференции металлургов “Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции в производстве и потреблении в 2007 г.”, с 2000 по 2006 г. объем потребления только оцинкованного проката (технология обработки металлического листа) на российском рынке увеличился в три раза. Среднегодовой темп роста видимого потребления составил 20%. Емкость же рынка проката с полимерным покрытием (технология обработки металлолиста) за этот же период увеличилась в 10 раз. В целом потребление оцинкованного проката в России в 2006 г. составило 1,6 млн т, полимерного – 740 000 т. Что же касается прогноза на 2007 г., то потребление оцинкованного проката вырастет до 1,9–2 млн т, проката с полимерным покрытием – до 1 млн т.

На практике металл вполне гармонично может уживаться с монолитной технологией. Например, в таком современном сооружении, как аквапарк в “Сити”. По данным его девелопера MosCityGroup, в технологии строительства объекта будут совмещаться и монолитный железобетон, и металлоконструкции, которые поставит на объект скорее всего какой-нибудь из немецких производителей.

Цементная мафия

Бетон, железобетон и монолитная технология давно освоены отечественными строителями, а сторонникам металла приходится пока только продвигать свой материал в массы. Начинать историю развития отечественной металлургической промышленности стоит со времен СССР, когда металл шел в основном на военные цели и практически не использовался в гражданском строительстве, считает Юрий Елисеев.

В России сместить с занятых позиций производителей и поставщиков цемента не так-то просто, думает он.

Даже в “Сити” есть объекты, которые возводятся в духе давних традиций. Так, в “Северной башне”, проект которой частично контролируют выходцы из “Северстальтранса”, практически нет металлоконструкций.

По словам генерального директора компании “Северная башня” Людмилы Омельченко, башня представляет собой монолитное здание, состоящее из трех блоков. При разработке проекта ее авторы, российские архитекторы, ориентировались на российские СНиПы. Именно

поэтому в процессе согласования девелопер не сталкивался с проблемами сертификации. Металл в “Северной башне” присутствует только в кровле строений и куполах атриумов. Например, в 27-этажной башне блока № 19-3 металлоконструкции используются в прозрачном стеклянном куполе 17-этажного атриума. Тот металл, который использован в проекте, является отечественным и по качеству не уступает зарубежным аналогам.

Однако приверженцы бетонных материалов постепенно сдают позиции. Строители в последние годы столкнулись с настоящим кризисом в секторе цемента. В августе 2006 г., по информации Московской фондовой биржи, средняя цена на цемент составила 2413 руб. за 1 т, а в августе 2007 г. – уже 4233 руб.

Ожидается чуть ли не пятикратный рост спроса на этот материал в связи с подготовкой к Олимпийским играм – 2014, рассказали в пресс-службе немецкой компании-производителя ThyssenKrupp. Департамент ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России (АСР) проанализировал данные о ценах на цемент и определил, что средневзвешенный рост ставок на материал с начала года равен 106,2%. Как отметил заместитель директора департамента строительства АСР Сергей Фролов, “строительство доступного жилья и выход на контрольные цифры, обозначенные президентом, невозможны при столь высоком росте цен на цемент. Этот материал является важной составляющей в себестоимости квадратного метра жилья, и резко повышающиеся цены ставят строителей в сложное положение”.

Тем временем Минмособлстрой и “Евроцемент груп” решили объединить усилия. Правительство Подмосковья всерьез обеспокоено дефицитом поставок цемента на стройплощадки области. По новому соглашению стороны будут сотрудничать в инвестиционных проектах на территории Московского региона.

Годом ранее Федеральная антимонопольная служба пыталась оштрафовать “Евроцемент груп” на 1,9 млрд руб. за использование монопольного положения на рынке. Но гиганту удалось заключить с чиновниками мировое соглашение. Группа компаний отделалась штрафом в 267 млн руб., но за это обязалась провести комплексную модернизацию и техническое перевооружение российских цементных предприятий на сумму около 10 млрд руб., по данным самой компании.

Все! Регламент!

Есть еще одна веская причина. Это слабость существующих национальных норм и правил проектирования. Они порядком устарели, и отсутствует также законодательная база, регулирующая технику безопасности. В конце августа на семинаре “Единая техническая политика в области обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности зданий и уникальных сооружений” Сергей Фролов отметил, что “серьезную обеспокоенность вызывают у него угрозы, связанные с безопасностью зданий и сооружений, включая процессы проектирования, изыскания, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации на рынке недвижимости, вывода из эксплуатации и утилизации зданий, сооружений и их систем”. Решение этих проблем АСР видит в применении на практике закона № 184-ФЗ (“О техническом регулировании...”), который позволит применить на практике техническое регулирование в строительной отрасли, создать требуемую нормативно-правовую базу в строительстве. Технический регламент устанавливает права, обязанности и ответственность всех участников проекта: изыскателей, проектировщиков, производителей строительных материалов, заказчиков-застройщиков, подрядчиков, лиц, осуществляющих приемку зданий, владельцев и пользователей зданий, эксплуатирующие службы, представителей органов государственного контроля и т. д. И главное – в техническом регламенте есть необходимые требования к рабочим характеристикам сооружений, к процессам проектирования и строительства.

Еврокодом по русским нормативам

Лондонский SCI еще 13 лет назад приезжал в Москву, чтобы внедрять европейские стандарты в проектировании сооружений – еврокоды. Их разработал Евросоюз (ЕС), стремясь устранить технические барьеры в торговле между государствами. По сути, это такие же нормы и правила, основанные на технике безопасности, как и российские СНиПы. Но только более полные, современные и действующие на всей территории ЕС.

Всего их приняли 28 стран. Процесс выглядит так, что страна переводит каждый том еврокодов на свой язык, адаптируя к местным условиям, и устанавливает таким образом новый национальный стандарт, после чего постепенно прекращает пользоваться прежними нормами. Российские правила проектирования бетонных и железобетонных конструкций (в ЕС – еврокоды 2 и 4) являются более-менее полными. Но нормы на стальные конструкции практически отсутствуют, потому на летней конференции, устроенной Mirax Group, начали обсуждение именно с этого тома (еврокод-3).